Программа-минимум

Автомобили все время норовят увеличиться в размерах и цене. Они как школьники — постоянно растут. Маркетологи этому только рады, особенно когда удается сохранить имя модели.

Тогда при смене поколений появляется вроде бы то же самое, но заметно лучше, а потому и дороже. Кроме жадности маркетологов увеличению автомобиля в размерах способствуют нормы безопасности. Чтоб народ не поубивался, приходится особо изобретательно гнуть и наращивать железо, сохраняя внутренний объем.

Первый Volkswagen Golf 1974 года был в длину меньше 4 метров (3820 мм) и при этом стал отправной точкой класса «С», позже названного его именем, а сейчас с такой длиной он оказался бы на ступеньку ниже, в классе «В». Сегодня самый маленький Volkswagen Fox и то слегка длинней — 3830 мм, а Golf и подавно больше — 4200 мм. То есть за годы существования своего имени и смену шести поколений авто­мобиль неплохо подрос. Про возросшую цену даже говорить не хочется. Цена первого «гольфа» стартовала с отметки в 7995 DM. Даже без пересчета на современные деньги понятно, что нынешние 15 000 — это несопоставимо много. Зато нынешний Golf VI больше, безопасней и вообще интересней.

Ну а раз прогресс и жадность вынуждают подниматься, то внизу постоянно образуется модельная пустота, в которую готовы залезть конкуренты. Следовательно, необходимо набирать «первоклашек», дабы класс был занят. И хотя чем больше авто, тем выше прибыль, а маленькая машинка — это лишь затраты, головная боль, вредные клиенты и никакой прибыли, вариантов нет.

Поэтому все большие фирмы, дорвавшиеся до высот и даже провозгласившие себя премиальными, все равно возвращаются к подножию жизненного пути и, ковыряясь в генеалогических корнях, либо делают очередную маленькую машинку, либо годами ее обещают, запугивая конкурентов.

В последнее время угрозой сделать маленькую и дешевенькую машину и покарать врагов, осмелившихся сунуться не в свою экологическую нишу, отметились почти все серьезные фирмы.

Но резвую «малышню» никто из них так и не родил. Поэтому многие пошли по второму кругу и опять рассказывают о том, как буквально на днях опрокинут мир и завоюют его обломки сверхдешевой машиной. Среди грозно хмурящих брови себя опять заявила «Toyota».

Исполнительный вице-пре­зидент фирмы Юкитоши Фуно говорит, что корпорация «Toyota Motor» будет продавать недорогие машины в Таиланде, Китае, Индии и Бразилии и для этого вернет на прежнюю позицию дешевой машины будущее поколение Corolla. Рассказывая о возврате к истокам, Юкитоши Фуно ностальгически помянул самую первую Corolla образца 1966 года, от которой и пошла по миру сентенция об одноразовой японской дешевке. В США она продавалась за $1800. Сегодня Corolla и не маленькая, и не дешевая, хотя во многом одноразовая. Но пока ее имя несет в себе оттенок прошлых заслуг и масштабных продаж, правильней ему вернуть прежнюю суть. А чтобы удешевить модель окончательно, в 2013 году, как раз к моменту созревания нового (одиннадцатого) поколения, ее перестанут выпускать в дорогой Японии и перенесут сборку за пределы страны.

«Volkswagen» идет иным путем. Он не собирается возвращать Golf в прежние рамки и намерен создавать дешевые модели под новыми именами. Остальные фирмы, обещавшие возврат к дешевым машинам, продолжают пугать.