Юбилей на дизельной тяге

Снова прорыв во времени — на 40–50–80 лет назад… И снова нам «сделали красиво»: этим легковушкам и грузовикам по всем меркам уже давно надо бы считаться дряхлыми старичками, а они выглядят как новенькие.

Среди демонстрировавшегося «галерейного» автоантиквариата совсем уж «доисторических» машин на сей раз не оказалось. Но изюминок на выставке и без представителей «седой старины» хватало.

[mkref=597]

Организаторы позаботились о том, чтобы в экспозиции было представлено несколько юбиляров. По случаю 40-летия начала работы АвтоВАЗа на стенде демонстрировались, например, «Жигули» ВАЗ-2101 из самых первых выпущенных заводом партий. Свидетельство тому — надпись «Тольятти» на знакомой всем вазовской эмблеме. (Дело в том, что для пилотной серии «русских «Фиатов» практически все комплектующие поставлялись из Италии. Заводу в Турине пришлось изготавливать даже товарный знак нового советского автомобиля. На присланной из СССР картинке под стилизованной ладьей было изображено слово «Тольятти», и именно в таком виде выпускались эмблемы для «Жигулей» в течение всего 1970 года. Самую первую партию знаков пришлось забраковать: итальянцы напортачили, перевернув букву «Я» (на манер латинской «R»). Однако потом надпись была убрана: спохватились, что по существующим в геральдике правилам на товарном знаке не полагается упоминать географическое положение завода-изготовителя.)

Другой 40-летний юбилей связан с «Москвичом». В 1970-м малолитражки московского автозавода успешно прошли маршрут международного ралли-марафона Лондон — Мехико, а «Москвич-412» под номером 28 в итоге занял почетное двенадцатое место. К сожалению, та «боевая» машина не сохранилась, однако в реставрационной мастерской Александра Бушуева решили воссоздать знаменитый «мотор». Работу осложняло то обстоятельство, что спортивные авто в Союзе традиционно делали без разработки соответствующей технической документации (инженеры импровизировали прямо «по месту», придумывая, например, как усилить кузов, как вывести из багажника горловину дополнительного бензобака…) Однако реконструкция именно того легендарного «четыреста двенадцатого» все-таки стала возможной: работы выполняются с участием опытного консультанта — заслуженного мастера спорта СССР Юрия Ивановича Лесовского, который был членом экипажа машины №28. Реставрация «Москвича» еще не завершена, на выставке он демонстрировался в состоянии «полуфабриката».

На отдельном стенде представили два экземпляра Mercedes-Benz 260D на разных стадиях реставрации. Внешне «двести шестидесятый» — весьма за­урядная малолитражка, да и мощность силового агрегата не впечатляет: всего 45 лошадиных сил. Однако на самом деле машина поистине эпохальная. Семьдесят пять лет назад именно с этой мерседесовской модели в автомобилестроении начался серийный выпуск легковушек с дизельным двигателем. Над проблемой установки дизеля в достаточно тесный моторный отсек легковых авто конструкторы бились долго: мешал громоздкий низкооборотный компрессор, необходимый для работы такого «движка». Задачу смог решить лишь немецкий инженер Роберт Бош, сконструировавший для нагнетания топлива компактную гидросистему.

Заметна была на выставке некая «пожарная» доминанта. Несколько известных коллекций (видимо, в память о минувшем «пламенном» лете) демонстрировали образцы еще довоенной техники для борьбы с огнем. Например, из мастерской Евгения Шаманского доставили редчайший образец — пожарную линейку, смонтированную в 1932 году на шасси грузовика АМО-4. Этот монстр (по тогдашнему времени) «вооружен» насосом, 360 метрами пожарного рукава и небольшой цистерной для воды.

Музей экипажей и автомобилей на своем стенде смонтировал целую диораму: над деревьями и деревенским домом в красных сполохах поднимаются клубы дыма (для этого задействовали специальный дымовой генератор), борется с пламенем пожарный, а в центре — главное «действующее лицо»: машина ПМГ-1, собранная на базе полуторки. Такие пожарные линейки выпускались у нас в 1932–1938 годах и служили потом долгие годы. Например, представленный на выставке экземпляр, вывезенный из города Балашово Саратовской области, последний раз участвовал в тушении пожара в 1974 году!

Привезенный белорусскими коллекционерами автостарины Ford Thunderbird образца 1956 года является представителем одной из самых знаменитых моделей фордовского концерна. Отличающийся оригинальным американским дизайном двухместный спорткар нравился многим заокеанским знаменитостям. На стремительном «моторе» разъезжали Элвис Пресли, Мэрилин Монро, а президент Джон Кеннеди распорядился, чтобы на церемонии его инаугурации в почетном эскорте участвовало аж 50 таких машин! Экземпляр, который можно было видеть на выставке, мемориальный: авто­мобиль увековечен в кадрах известного фильма «Американ Граффити», снятого в 1974 году.

Среди экспонатов оказался и еще один претендент на звание «звезды киноэкрана». Помните «психовозку», в которую грузят санитары бедолагу Шурика в фильме «Кавказская пленница»? Специалистам такой автомобиль знаком как ГАЗ-22Д — серийная старая «Волга» с кузовом универсал в медицинской модификации. Такие «санитарки» с красными крестами на боках, с оборудованным местом для носилок и откидным сиденьем для медсестры обслуживали в свое время практически все больницы и службу «Скорой помощи» в Москве и других крупных городах. Однако по прошествии лет практически все они были списаны в металлолом. Сейчас энтузиастам-реставраторам из мастерской «Колеса истории» удалось восстановить экземпляр такой санитарной машины, выпущенный в далеком уже 1969 году.

Из числа самых-самых редких в экспозицию «Олдтаймер-галереи» на сей раз попали французская Delahaye 175 (1949 г.) и итальянская Alfa Romeo 6C 2500 (1940 г.). «Француженка», в свое время заслужившая за свой оригинальный вид титул «сказочный автомобиль», была растиражирована в количестве 150 экземпляров; спортивных «итальянцев» за 13 лет выпуска изготовили 458 штук. Настоящей редкостью можно считать и наш правительственный ЗиЛ-111 первых лет выпуска (дизайн лимузина, проектировавшегося во времена Хрущева, делает его очень похожим на куда более многочисленные «Чайки» ГАЗ-13). А этих «членовозов» с кузовом кабриолет и вовсе изготовлено лишь несколько. Один из них показали на выставке.

Среди «олдтаймеров» оказалось довольно много образцов военной техники. В том числе и весьма эксклюзивные экземпляры. Например, шасси трехосного грузовика Krupp L3-163, выпускавшегося для вермахта с 1938 года. Такие внушительных размеров «транспортники» почти не сохранились до нашего времени. Нечастым гостем в экспозициях автостарины является и другой труженик фронтовых дорог — немецкая трехтонка Opel Blitz, которая знакома нам в основном по кинохронике и «правильным» художественным фильмам про войну.

Демонстрировались в зале даже боевые машины прошлого. Например, армейский прицеп с установкой для спаренного пулемета, легкая противотанковая пушка Pak 35/36 образца 1933 года, средний танк Т-62, выпускавшийся в СССР в 1961–1975 годах. Бронированную громадину привезли на трейлере из частной коллекции военной техники, но в выставочный зал чудище вползло своим ходом. Надпись на табличке, установленной рядом, уточняла, что это экспонат, который «не является боевым и не может использоваться по прямому назначению полностью или частично».