3851

Нам любые дороги дороги

Платные дороги «а-ля рюс» создадут и перевозчикам, и простым автовладельцам массу проблем
Ну вот и все. Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» подписан — дороги России станут платными.
Поделиться

Теперь платными будут любые участки любых дорог. Единственное ограничение: пока назначать плату за асфальт можно только на «свежих» дорогах, то есть недавно построенных или недавно отремонтированных, проектная документация на которые утверждена после 14 ноября 2007 года — дня вступления в силу закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. И уже никто не заикается о бесплатной альтернативе. Достаточно, чтобы маршрут объезда был не длинней, более чем в три раза основной платной дороги. Строить параллельно никто ничего не собирается. Денег нет. Зато есть «Автодор» и управляющие компании, которые и займутся платными километрами и взиманием денег.

Когда власть только замахивалась на наши с вами дороги, на полном серьезе говорилось, что введение оплаты парадоксальным образом приведет к «снижению затрат на перевозки, увеличению прибыли транспортных организаций, уменьшению потерь в других отраслях экономики, улучшению безопасности дорожного движения». В Псковской области у нас давно существует одна из платных дорог местного значения. Ей уже больше десяти лет. Асфальт здесь закончился почти сразу после ввода магистрали в строй. Сервиса, скорости доставки, безопасности — никаких. Но есть честное оправдание властей: в бюджете Пскова не хватает денег на насущное, поэтому берем с транзитников. А псковский транзит — это выход к границе с Эстонией и Латвией, и грузоперевозки там весьма значительные. Но за десятилетие ни дорога не стала приемлемой, ни бюджет не наполнился…

Раздача на кормление наших с вами дорог местным властям со временем приведет страну к транспортному параличу, а в особо изощренных случаях — к социальной напряженности, поскольку позволено платными делать даже дороги внутри населенного пункта. По логике местных властей, центр им всегда недоплачивает, забирая налоги и не возвращая необходимого. Поэтому нехватку финансов местные станут добывать с остервенением. Ситуация полностью воспроизводит нынешнее положение дел с придорожными милиционерами. ГАИ получила дороги для кормления, компенсируя нашими кошельками свои потребности и отсутствие приличного государственного содержания. Итог: коррупция в ГАИ высочайшая, порядка на дорогах нет, безопасность передвижения по стране на предельно низком уровне, инспектор ГИБДД — одно из самых опасных действующих лиц на дороге.

Теперь за разобщение страны возьмутся местные власти. Мечтательные призывы президента развивать транзит и зарабатывать на международных перевозках разбились о свеже­подписанный закон. Раньше возить грузы было опасно и накладно, теперь станет невыгодно. От взятки инспектору иногда удавалось открутиться, а от платы родному государству уже не отвертишься. А закладывать в стоимость продукта и взятку, и оплату дороги означает сделать цену товара неподъемной.

Как один из возможных результатов подписанного закона — сокращение грузоперевозок страны, экономическое разобщение регионов, нарушение внутригосударственных транспортных связей, конец транзита и легкая эйфория железнодорожной монополии.