Не небом единым

Шведский SAAB начинал с самолетов, но сегодня больше известен как автопроизводитель. Первым «земным» продуктом компании стал SAAB 92.

Его основали в 1937 году. Летающая скандинавская продукция оказалась не самой плохой, заслужив в Европе хорошую репутацию с претензией на оригинальность. Так, шведы уже тогда позаботились о безопасности: истребитель SAAB 21 в 1944 году стал одним из первых в мире самолетов с катапультой. Но через год война закончилась, военные заказы иссякли, и чтобы не «спикировать» в окончательное банкротство, в фирме решили осваивать новые виды деятельности.

Самый первый автомобиль SAAB в 1945 году создавала команда всего из двух десятков человек под руководством Гуннора Лунгстрема, занимавшего до этого пост конструктора отдела проектирования крыльев. Впрочем, это никого не смущало, так как никто из коллектива до этого не занимался машинами, а у большинства не было даже водительских «прав». Видимо, поэтому у представителей марки до сих пор свой собственный, неповторимый стиль. Первенца нарекли незатейливо — SAAB 92, не став ломать голову над звучным именем. Тем более что гражданская продукция компании носила индекс, начинавшийся с цифры 9. Так SAAB 92 стал достойным продолжением самолетов Scandia 90 и Safir 91, а девятка присутствует в названии моделей до сих пор.

Первенец, получивший обозначение SAAB 92001, или Ursaab, вышел в лучших авиационных традициях — его внешний облик скорее напоминал крыло на колесах. Но не только это роднило Ursaab с небом. Выполненную в масштабе 1:10 модель прототипа в 1946 году испытали в аэродинамической трубе — для авиастроительной компании это являлось вполне привычным делом. В трубе автомобиль продемонстрировал исключительно низкий для автомобиля коэффициент аэродинамического сопротивления, равный всего 0,32. Эта цифра остается конкурентоспособной даже сегодня. Не вполне достойное SAAB сравнение, но у ВАЗ-2108 этот показатель составляет 0,46.

Возможно, поэтому с годами облик автомобиля не сильно менялся: внешне 92-й похож и на 93-й, и на 96-й. Долгое время SAAB оставался круглобоким, с высокими оконными проемами, напоминая другого национального героя — «в меру упитанного» Карлсона, кстати, тоже представителя авиационного рода-племени. При колесной базе в 2,75 метра длина машины равнялась 4,5 метра — в этом пространстве спокойно размещались четыре человека. Двухцилиндровый двухтактный мотор мощностью 18 л.с. располагался спереди поперечно и приводил передние колеса. Для SAAB 92001 силовой агрегат с коробкой передач позаимствовали у немецкой малолитражки DKW (рядом с конструкторским бюро находилось кладбище старых автомобилей, куда частенько наведывались инженеры, скупая не только отдельные узлы, но и целые машины для изучения). Находчивость в создании автомобиля превратилась чуть ли не в привычку. Так, формой для стальных панелей кузова прототипа послужили деревянные скамейки, которые позаимствовали из ближайших конюшен. А изготовленный ранее полноразмерный макет из дерева вместо краски покрыли сияющим черным гуталином. Будущий цвет чуть не стал камнем преткновения — представители руководства компании долго выбирали между синим и черным, пока кто-то не подсуетился и втихаря не закупил партию черной краски. Красили машину в фирме, занимающейся ремонтом железнодорожных вагонов.

[mkref=944]

Самый первый прототип проехал на испытаниях больше полумиллиона километров. В основном для этого выбирались лесные дороги, а ездили преимущественно рано утром или ночью — новинку старались сохранить в секрете. В 1947 году появился второй опытный экземпляр, именуемый 92002. Внешне он отличался от первого измененной формой капота, позволявшей легко менять мотор (видимо, результат большого пробега первого прототипа). За ним последовали еще два других, и только после этого модель 92 запустили наконец в серийное производство, стартовавшее 12 декабря 1949 года. В первый год выпустили всего около 700 машин. Модельный ряд состоял из двух модификаций — Standart и De Luxe (они были представлены в рекламных буклетах). Но поскольку первой никто из покупателей не интересовался, то производился только люксовый вариант. Под капотом стоял усовершенствованный двигатель DKW, развивавший уже 25  л.с., этого хватало для разгона до 105 км/ч. Плюс к этому авто оснащалось трехступенчатой механической коробкой передач. С годами автомобиль совершенствовался. В 1952 году бензобак «переехал» из-под капота в пространство между задними колесами. Еще через год поменялась форма окна и багажника. Появилась опция в виде тентованной крыши — на большого размера люк натягивался кусок материи. Тогда же к мотору приспособили карбюратор Solex, c ним мотор стал развивать уже 28 л.с. В системе электрооборудования «прижились» фары от компании «Hella» — до этого машины комплектовались американской светотехникой. В 1955 году SAAB 92 получил электробензонасос. Этот же год ознаменовался и первым экспортом автомобилей в Великобританию: машину купил летчик Боб Мур, испытывавший до этого реактивный SAAB Tunnan J29 (естественно, самолет, а не автомобиль). Он же и открыл первый дилерский центр в своей родной Англии. К 1957 году, когда 92-й уступил место 93-му, было сделано 20 128 экземпляров этой модели.