Батарейки просят «бабла»

Зачем фирме, выпускающей нормальные машины, ввязываться в отношения с параллельными мирами и браться за тему электромобилей? Ведь те, кто в теме давно и всерьез, знают, насколько это направление лишено перспективы.

Тогда объяснений всего два. Первое — имиджевое, второе — материальное. Если фирма хочет показаться большим другом человечества и, видя усердие Гринписа и прочую «зеленую» паранойю, готова потратиться на расширение собственной улыбки, то медленными шагами от гибридов к электромобилям она убедит общественность в доброте намерений. И хотя затраты в этом случае не окупятся, подправленный, улучшенный и отредактированный имидж уж точно не помешает. С материальным объяснением интересней. Иногда порыв к электромобилям случается не внутри фирмы, а во внешней среде, например в правительстве. Тогда начинаются бюджетные ассигнования, и под финансовый поток уже не грешно подставить карман, пусть даже не веря в затею.

Во Франции автопроизводители к электрическим машинам относились без энтузиазма до тех пор, пока на волне кризиса правительство не стало выбрасывать на затею деньги. Первым среагировал альянс «Peugeot–Citroёn». Он стремительно договорился с парт­нером «Mitsubishi», и они без усилий и труда получили готовый электромобиль. Поскольку японцы работали над ним упорно и долго, делая для себя, французы обрели не ущербную табакерку, а нормальный автомобиль, немного страшненький, зато полноценный. А главное — получили его мгновенно. Правительство лишь заикнулось, а идея уже реализована и бегает по улицам, пугая прохожих и нервируя собак.

«Renault» нос по ветру тоже держал с профессиональным умением и отметился быстротой реакции, но на прямое заимствование не отважился. Да ему и ни к чему. В его распоряжении весь госбюджет страны, и в случае неудачи никто не расстроится. Но, как и коллеги из «Peugeot–Citroёn», в «Renault» не стали постигать тему с нуля и, позвонив в «Nissan», получили изрядную поддержку, стремительно обретя электрический Renault Fluence ZE, а заодно и коммерческий Kangoo на батарейках. При этом оба автомобиля имеют более человечный облик и более гуманный набор привычных нюансов, чем японистый «Peugeot–Citroёn».

На игру в электрические машинки правительство Франции выделило в прошлом году 250 млн. евро. Примечательно, что игроки оказались стыдливыми и лишнего не взяли. Когда потуги завершились успешным рождением с нуля французских электромобилей, казначейство с радостным изумлением подсчитало остаток. Оказалось, что «большая французская тройка» взяла лишь 108 млн. евро. Тогда власть подумала и решила, что их все-таки надо потратить, и продлила программу поддержки электрического изобретательства еще на год, положив на это недотраченные 124 млн.

При таком подходе почему бы и не заняться бесперспективной темой?