Ни шагу за МКАД!

Итак, в Москве наконец-то изобретен способ избавления столичных улиц от «пробок». Как и полагается, придуманный в одну секунду вариант не поразил ни новизной, ни оригинальностью, ни здравым смыслом и свелся к давно известной методике запретов.

Департамент транспорта и связи Москвы изваял законопроект об ограничении движения в дневное время по МКАД автомобилей грузоподъемностью более 1,5 тонны. Начало дорожного счастья намечается на 15 января 2011 года. Новый мэр моментально обнаружил невиданное рвение областных коллег, на слово поверивших в чудотворность столичной идеи и приступивших к тотальному строительству и оборудованию паркингов на всех свободных опушках, лужайках и полянах. А перепуганным властной гениальностью дальнобойщикам мэр дал ценнейшее указание: график выстраивать так, чтобы не толкаться на подъездах к Москве, а приезжать ко времени. О том, что не все из них везут в Москву товар, а некоторые используют МКАД как транзитный коридор, мэр ничего толком не сказал, породив в специалистах, следящих за происходящим, стойкое ощущение фарса и показухи.

Чем благоприятно отличается нынешняя манера решать важнейшие задачи от сценария предшественников? В наше толерантное время победа над проблемой уместилась в одну бумажку и устные договоренности. Налицо значительный исторический прогресс по сравнению, скажем, с 1942 годом. Тогда одна не менее лаконичная бумага — приказ №227, известный историкам как «Ни шагу назад», — важнейшую проблему решила при поддержке заградительных отрядов и формировании штрафных батальонов.

Приказ №227 оставался действующим долгое время, а штрафные части так вообще дошли до конца войны. Сценарий победы над «пробками» даже пожить толком не успел. Несмотря на его прозорливую гениальность, он тихо скончался в письменном столе. За пару месяцев раздумий, переходящих в анализ, стало понятно, что, убрав «пробки» из Москвы, их просто перемещают вглубь страны. Загородиться от грузовиков не получится. Москва является логистическим центром и пересечением почти всех дорог России несколько веков, и никакая филькина грамота, пусть даже в ранге проекта департамента, транспортный поток не остановит.

С появлением частных транспортных компаний, умеющих считать прибыль, даже несмотря на их естественное стремление сэкономить и не потратить лишнего, обойти Москву все равно не получилось. Как ни крути, а страна завязана на столицу, ни обойти ее, ни объехать нельзя, и дальнобойщикам проще и удобней проехать через забитую Москву, чем умереть на бездорожье окраин.

Но вектор решения проблем власти обозначили верный, явно ведущий к победе, только с поправкой на эпоху он оказался послабей, чем затея с заградотрядами. Зато все живы.