Тротуары станут местами для поцелуев?

Группа специалистов Высшей школы экономики, НИИ транспорта и дорожного хозяйства и Института медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка” разработали целый ряд научных рекомендаций для совершенствования транспортной политики столицы.

Так, авторы концепции ратуют за повсеместные платные парковки. Причем с рекордно высокими ценами, ограничением времени стоянки и прогрессивными тарифами, растущими с каждым часом.

По мнению ученых, сказать “нет” нужно и эвакуаторам. Лучше отказаться от этой меры в пользу парковочной полиции или установки средств видеофиксации нарушений.

— Не исключаем, что кому-то это может показаться очень затратным, но на самом деле устройства по фиксации уже используются в Казани, причем отечественного производства, — отметил один из авторов проекта Егор Котов.

Первостепенное значение специалисты придают развитию общественного транспорта. Заманивать людей в троллейбусы и автобусы предлагают за счет повышения их комфортности. Например, оборудовать городской транспорт зимой системой подогрева, а летом — кондиционерами. В качестве “противоядия” от пробок могут послужить выделенные полосы движения, причем проходить они должны не по краям дороги, а именно по центру. Понятно, что автомобилисты подобным метаморфозам вряд ли обрадуются, но им-то как раз в этой опере отводится самая последняя партия.

— Главный приоритет в городе должен отдаваться пешеходам, — сообщил исследователь Глеб Витков. — Далее идут велосипедисты, автобусы, троллейбусы и трамваи, и уже потом машины. Москва не может развиваться только лишь как город для автомобилей.

Идея эта, конечно, не нова. Громогласные призывы из серии “Пересадим москвичей из личных авто в автобусы!” или “Одной семье — одну машину!” за последние несколько лет раздавались не раз. Другое дело, что реальных механизмов подобной “пересадки” так никто до сих пор и не предложил. Отсюда — вымирающие троллейбусы, торчащие в пробках из машин с одним пассажиром.

На вопрос “МК” о том, насколько реально “выудить” москвичей из личных авто и заставить пользоваться хоть и комфортабельным, но общественным транспортом, ответил научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин:

— Если по уму, то этого можно добиться только дорогими парковками. Причем цены должны быть барьерно высокими. Особенно в центре! Умные города учились решать транспортные проблемы у Америки. Так что пока мы не будем брать за стоянку столько же, сколько берут на Манхэттене, а по-прежнему рассчитывать на халяву, ничего у нас в транспортной ситуации не изменится. А еще одна реальная мера — это отказ от так называемых free-parking, то есть свободных парковок, которые у нас сегодня повсеместно. Вот когда за то, что ты бросил машину на улице, будут взиматься бешеные штрафы, а за стоянку придется заплатить гораздо больше, чем 100 рублей в час, поверьте мне, число тех, кто не может обходиться без автомобиля, резко сократится. Допустимы парковки только по принципу kiss and ride: поцеловал на прощание, высадил и поехал дальше. Почти все крупнейшие мегаполисы мира уже прошли этот этап.

Никто, собственно, и не сомневается, что “кнут” применительно к отечественным гражданам — более действенная мера. Но даже если эти жесткие рекомендации удастся применить к московской действительности, “непонятки” все равно остаются. Помните, как в “Бриллиантовой руке” хозяин собачки в ответ на многозначительный кивок героини Мордюковой в сторону таблички “Выгул запрещен” резонно спросил: “А где ж ему гулять?”. Вполне логично, что автовладельцы зададутся таким же вопросом, если власти объявят табу на парковки “где попало”, а на уже действующих взвинтят цены до небес. И очень уж сомнительно, что ответ “откажитесь от машин в пользу автобусов” их удовлетворит.