Холостой пробег

В минувшем году автомобильное сообщество страны лихорадило, как никогда прежде. Страну накрыла волна резонансных аварий с участием сильных мира сего. Чуть ли не ежемесячно повышались штрафы за различные нарушения ПДД.

ЯНВАРЬ

Депутат Геннадий Гудков выносит на рассмотрение Госдумы РФ законопроект «О Правилах дорожного движения». Парламентарий предлагает придать ПДД, являющимся подзаконным актом, статус федерального закона, справедливо полагая, что это позволит минимизировать субъективный фактор правоприменительной практики и непубличный характер вносимых в Правила изменений. По мнению Гудкова, многие поправки в ПДД, вносимые правительством, имеют ярко выраженный обвинительный уклон в адрес водителей. А нечеткости формулировок отдельных пунктов ПДД оставляют сотрудникам ГИБДД лазейки для шельмования. Увы, но МВД через «своих» депутатов законопроект похоронило. Принятые же чуть позже (и как всегда — келейно) очередные поправки в ПДД возмутили моторизованное сообщество непродуманностью, аварийной опасностью и коррупционной емкостью.

Вступили в законную силу очередные поправки в Налоговый кодекс РФ, в разы увеличившие стоимость регистрационных услуг в ГИБДД. Причем речь идет не просто о повышении цен в 1,5–2 раза. Некоторые виды общественно полезных работ, производимых гаишниками, подорожали аж в 10 раз! Почти ничего не стоящий раньше талончик ГТО (30 рублей) подрос в цене аж до 300 рублей! Ну а как вам 1500 рублей за постановку на учет автомобиля с последующей выдачей госномеров, если учесть, что раньше это действо обходилось в 400 «монет»? Увы, но на качество работы ГАИ новые ценники не повлияли никоим образом — очереди в регистрационно-экзаменационных подразделениях до сих пор запредельные.

ФЕВРАЛЬ

Резонансное ДТП на Ленинском проспекте в Москве. Mercedes высокопоставленного чиновника компании «ЛУКОЙЛ» выезжает на «встречку» и врезается в Citroёn. Пассажирки маленькой французской машины гибнут. Расследование изначально идет с многочисленными нарушениями, затем его отчего-то засекречивают. Нефтебаронов в итоге оправдывают, свалив всю вину на погибших. Оголтелая властная защита «своих» вылилась в течение года в серию подобных аварий. Наказания не понес никто.

Страховым компаниям законодательно разрешено в рамках ОСАГО компенсировать ущерб от ДТП строго с учетом износа пострадавших авто. Теперь выплаты, как правило, не покрывают и трети реального ущерба.

МАРТ

Пусть и с большим опозданием, но стартует программа утилизации. Вопреки предсказаниям скептиков, именно она позволила не только выжить исконно российскому автопрому, но и значительно повысить продажи иностранных брендов. Почин решено продолжить и в наступившем году.

Под надуманным предлогом и явно вразрез с действующими законами запрещается использовать «ксенон». Данных, насколько езда с подобным светом аварийно-опасна, не существует ни в одной стране мира. Зато коррупция в ГАИ немедленно делает новый виток — ГАИ «прощает» нарушение за 3000–7000 рублей.

На МКАД сотрудники ГИБДД создают «живой щит» из автомобилей частных лиц для задержания преступника. Злоумышленник уходит, несколько автомобилей ни в чем не повинных граждан серьезно повреждены. Столичная милиция ремонтирует их за свой счет, участникам акции из гражданских выдаются грамоты.

На московском заводе «Автофрамос» стартует сборка «младшего брата» бестселлера российского рынка Renault Logan — Sandero. Автомобиль, как и предшественник, недорогой и предлагает потребителю вполне достаточный уровень комфорта и неплохие ездовые качества. Да и выглядит вполне современно. Очереди на новинку достигают полугода. К осени новинка оснащается и «автоматом».

АПРЕЛЬ

Ульяновский автомобильный завод вернул на конвейер уже подзабытый, но самый «бюджетный» вариант «проходимца» — УАЗ-469, именуемый в народе «козлом». Базовая версия с брезентовым тентом стоит 299 000 рублей, а вариант с металлической крышей обойдется в 320 000 рублей. Двигатель предлагается только один — ЗМЗ-409 объемом 2,7 л и мощностью 112 л.с.

Госдума РФ приняла на рассмотрение первый в году законопроект о повышении штрафов за нарушения ПДД. Затем подобные проекты будут рассматриваться депутатами чуть ли не ежемесячно.

Федерация автовладельцев России пытается провести акцию против использования сильными мира сего «мигалок» на автомобилях. Однако власть ощерилась и жестко держится за свои привилегии. Участников протестного автопробега по Садовому кольцу блокировали, изматывали многочасовыми пробегами, задерживали и судили.

МАЙ

Компания «Sollers» объявляет о выпуске первой партии внедорожников SsangYong Action на свежепостроенном заводике во Владивостоке тиражом 36 штук.

«Mazda» представляет новую генерацию популярной в России «шестерки». Презентация из серии «найди десять отличий». Если просвещенному автомобильному миру новая Mazda6 достается с обновленным «движком», «заточенным» под стандарт «Евро-5», то к нам по-прежнему везут прежнюю «шестерку» с еле заметным «макияжем».

ИЮНЬ

Российское отделение концерна «Volkswagen AG» официально представило отечественной публике свою первую «чисто российскую» модель — Volkswagen Polo седан. Автомобиль, по словам представителей фирмы, впервые в истории марки сконструирован специально для рынка России — с учетом наших климатических и дорожных условий. Производство на заводе концерна в Калуге подразумевает практически полный цикл: штамповка, сварка, окраска и т.п. Цена базовой комплектации Volkswagen Polo седан обозначена на уровне 399 000 рублей, что сразу выстроило в салонах дилеров многомесячные очереди. При этом модель отметилась одной из самых массовых в истории российского авторынка отзывных кампаний.

Закончилось действие «Концепции развития автомобильной промышленности России до 2010 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ №978-р от 16 июня 2002 года. Документ получился масштабным, многообещающим и оптимистичным. Правда, целей своих концепция не достигла практически ни по одному из заявленных направлений. Ну и что с того? Уже написана следующая, под названием «Стратегия развития автомобильной промышленности России на период до 2020 года». Этот документ еще толще прежнего, менее конкретен, но за его реализацию страна уже взялась засучив рукава. А стратегия до 2030 года окажется еще увлекательней…

Транспортный коллапс на Ленинградском шоссе, парализовавший из-за неожиданного ремонта путепровода жизнь столичного региона на несколько месяцев. Позже Генпрокуратура признала виновными в этом столичные власти и Росавтодор. Мэрия незаконно завладела участком дороги, а необходимые меры по ремонту, несмотря на аварийное состояние путепровода, своевременно приняты не были.

ИЮЛЬ

Автомобилистов обязали оснаститься аптечкой нового образца, в которой большинство лекарственных препаратов заменены на перевязочные средства и жгуты. То есть подразумевается, что среднестатистический водитель, не владе­ющий даже азами первой медицинской помощи, должен в случае чего переквалифицироваться по крайней мере в сельского фельдшера и, неправильно остановив кровотечение или зафиксировав сломанную ногу коллеге по потоку, стать его убийцей. Хотя вообще-то лечить должны специалисты. Поэтому во всем мире на помощь пострадавшим в ДТП несутся сломя голову врачи. Иногда они летят на вертолетах, иногда мчатся на пожарных машинах, но чаще едут на «скорых». А вот у нас в стране все наоборот. Лечить друг друга мы по-прежнему будем сами. И очень жаль, что у власти не хватило смелости отказаться от аптечек полностью.

АВГУСТ

Так называемое правило нулевого промилле, против которого негласно выступают даже высокопоставленные сотрудники ДОБДД, не говоря уж о наркологах и адвокатах, вступило в действие. Противоречить инициативе президента страны, даже если оно напрочь лишено здравого смысла, не решился, кроме десятка журналистов и правозащитников, никто.

Премьер российского правительства в очередной раз открыл для сквозного движения многострадальную трассу «Амур». На строительство дороги ушло 44 года и 200 млрд. рублей. Причем для того, чтобы полностью заасфальтировать магистраль, тянущуюся от Бреста до Владивостока, требуется еще около 40 млрд.

СЕНТЯБРЬ

C опозданием минимум на два года встала на поток на заводе в Набережных Челнах многострадальная FIAT Linea. Придуманная итальянцами для стран третьего мира еще в 2006-м, в Россию она пришла в 2008 году, но до конвейера так и не добралась. Рыночные перспективы, учитывая неадекватную цену (почти 600 000 в базе), весьма туманны. Зато производитель — компания «Sollers» — получил еще одну возможность рассчитывать на господдержку.

Штраф за чрезмерную тонировку стекол авто увеличился в пять раз, и отныне любителям рулить вслепую (или как минимум втемную) придется платить не только больше, но и чаще. Причиной тому — вступившие в законную силу поправки в Административный кодекс, увеличившие штраф за чрезмерную тонировку со 100 «деревянных» до 500 рублей. При повторном нарушении можно загреметь за решетку на 15 суток.

ОКТЯБРЬ

Второй шаг на пути борьбы с тонированными стеклами. Степень их тонировки разрешено проверять не только инспекторам службы Гостехнадзора на постах-пикетах ДПС, но и бравым воякам из ДПС в чистом поле. Видимо, в ДОБДД МВД РФ решили дать низовым подразделениям еще одну возможность подзаработать.

НОЯБРЬ

Вводятся в оборот медсправки нового образца. Якобы потому, что старые… подделывали. На самом деле фальшивых справок в природе не существовало никогда. Их просто выдавали кому ни попадя без лишних формальностей. Выдают и сейчас. Только уже по совершенно другой цене — вдвое дороже.

В Госдуму внесен законопроект о продаже с аукциона красивых автомобильных номеров. Инициативу депутатов поддержали в главном гаишном ведомстве страны. Новация вроде бы призвана бороться с нечистоплотными гаишниками, торгующими «красотой» из-под полы. На самом деле «блатные» знаки, как правило, выдаются «по звонку» своим людям.

Водителям предложено привыкнуть к новой схеме организации движения на кругу. Ранее приоритет имели автомобили, въезжающие на перекресток с круговым движением. С 20 ноября все стало наоборот: правом на беспрепятственный проезд обладают те, кто уже на кругу. Правда, новация действует не повсеместно, а лишь там, где при въезде на круг установлены дорожные знаки «Круговое движение» в сочетании со знаком «Уступи дорогу» или «Движение без остановки запрещено». В общем, путаница страшная, и, понятное дело, число «круговых» аварий растет в геометрической прогрессии.

ДЕКАБРЬ

Межрегиональный общественный центр «За безопасность российских дорог» опубликовал рейтинг безопасности российских дорог. Специалисты сопоставили плотность населения в регионах, количество машин, протяженность дорог (если они есть), а также количество пострадавших в авариях и количество ДТП. Потом все это математически обобщили и получили полноценный рейтинг нашего ужаса. Выяснилось, что страшней всего ездить, да и перебегать дорогу, в Уфе, Челябинске и Екатеринбурге. Уфа так вообще получила запредельный индекс в 117,5 пункта, притом что самым «ласковым» показателем безопасности и дорожного благоденствия отмечена Тюмень с индексом всего 8,23. Весьма неплохо оказалось с дорогами и аварийностью в Новосибирске, Воронеже, Омске, Липецке и Рязани, где индекс безопасности не превышает 18 пунктов. Похуже и пострашней обстоят дела в Пензе (25,86), Петербурге (26,61), Волгограде (27,37), Ярославле (27,89), Саратове (27,95) и Казани (30,13). У столицы нашей родины — двенадцатое место в рейтинге с индексом испуга и неприятностей в 28,18 пункта.