Желтая река

Китай опять победил Америку. В принципе в открытую эти страны никогда и не воевали, в последний раз меряясь силами в Корейской войне 1950–1953 годов, да и то косвенно, когда США стояли за «южанами», а Китай — за «северянами».

Но на смену войне с оружием пришла война экономическая, которая уже в наши дни особенно азартно разыгрывается в автомобильной теме, где Китаю чрезвычайно хочется показать себя победителем — стать рынком номер один. Главное в этом состязании — инвестиционная привлекательность китайской экономики. Если удастся показать, что на внутреннем рынке страны продается больше всего автомобилей в мире, это позволит собрать еще какое-то количество денег в свою пользу.

Поэтому как только случился кризис и в Америке началось снижение объемов продаж новых автомобилей, а GM утратил статус главного производителя на планете, в Китае из ниоткуда объявилась жизнеутверждающая статистика во всем блеске социалистических достижений. До той поры понять, сколько и чего в Китае производилось и продавалось, было нереально. Разрозненные данные отдельных производителей, в том числе совместных предприятий, хотя и вырвались на поверхность, но противоречили сами себе и никак не складывались в общую картину. К тому же все данные по Китаю если и легализовывались, то исходили из местных источников и не подлежали никакой проверке извне.

И вот Китай подвел итоги продаж новых автомобилей в ушедшем году и уже во второй раз победил Америку. В США в 2010-м было продано 11,6 миллиона автомобилей, а в Китае — 13,8 миллиона. Чтобы цифры выглядели достовернее, китайцы поручили озвучить их уважаемому агентству «Bloomberg», которое получило данные из непроверяемых внутренних источников Ассоциации автопроизводителей Китая. В прошлый раз счет был еще увлекательней: 13,5 миллиона машин у китайцев против 10,43 миллиона у американцев.

Единственное, в чем китайцы позволяют себе признаться, так это в том, что в общий итог у них включены все «пассажирские автомобили», без пояснения, что они имеют в виду. Хотя все та же неведомая ассоциация местных автопроизводителей как-то раз уточнила, что у них в статистику попадает вообще все, что шевелится на колесах, то есть и автобусы, и тракторы, и самосвалы. Американцы себе подобного не позволяют, хотя по внутренней классификации легковыми машинами считают свои знаменитые пикапы.