Рекламная пауза

Пристегиваться ремнем безопасности мало кто любит. Американцы даже придумали автоматическую систему, спародированную кинематографом, поскольку ползущий поперек улыбки ремень чрезвычайно раздражал и самих американцев, и не менее изумленных европейцев.

В СССР пристегивали сначала тремя рублями, а потом подняли планку до пятисот и наконец-то добились заметного успеха. Японцы с корейцами пристегиваются сразу и с удовольствием. Для них это подчеркнутое уважение к закону и привлекательное самоощущение цивилизованного человека. Африка пользуется ремнями в прямой зависимости от степени преклонения перед бывшей метро­полией. Тунис пристегнут, Египет — отчасти, ближе к экватору ремни все слабее и опять возникают в самом низу, в ЮАР, как память о Британии.

Поскольку тема до сих пор актуальна, телевидение приличных стран поддерживает ее на виду и радует то краш-тестом с переломом шейных позвонков, то растерзанной натурой, то специально созданными роликами социальной рекламы.

Почувствовав себя сопричастными, мы тоже включились в дело и сняли несколько блистательных и очень строгих короткометражных сюжетов — сильных и точных. И никому не показали. Телевидение отшатнулось от них и массово изобразило ханжеский испуг и гиперзаботу о чужой психике. Посмотреть новостной репортаж о свежем трупе на соседней улице считается просто информационным фоном дня, а конкретизация своих бездумных действий за рулем — это почему-то перебор.

На помощь пришел Интернет с его тотальным YouTube и учинил конкурс в номинации «Реклама года». Тема не была сосредоточена вокруг ремней, но так получилось, что люди не просто вздрогнули, но осознали уровень и масштаб проблемы, и в результате победителем стал ролик, пропагандирующий ремни безопасности. Победившую в конкурсе рекламу сняли англичане. Пристегиваются они поголовно. Но тема не отпускает, и британцы полагают, что это общая проблема человечества, поэтому абстрагироваться от нее еще рано. В их ролике нет крови, трупов, мятого железа и разорванных тел. Папа после завтрака ласково прощается с семьей и выходит не в дверь, а в окно. Жена с дочкой нежно сопровождают взглядами падающего главу семейства. Голос за кадром: «Столкновение на скорости 50 км/ч по силе равно падению с пятого этажа». И на черном квадрате последнего кадра — «Пристегни ремень, если хочешь выжить».

Англичанам и YouTube проблема кажется важной. Нашему телевидению — нет. Под Федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения на период 2006–2012 годов» ГАИ получила 2 миллиарда долларов как раз на такую рекламу. Согласно целевой программе, милиционеры обязались в том числе пропагандировать ПДД, их соблюдение, уважение к закону. Программу они якобы выполнили, точнее — деньги освоили, но пропаганду так и не учинили. 2 миллиарда долларов позволяли ГАИ разместить результаты нашего и английского рекламного труда на всех каналах страны. Не захотели. Не сочли нужным. Неактуально. Да и деньги кончились.

Кстати, наша социальная реклама в 2008 году заняла первое место в номинации «Коммуникации и кампании» на 2-м Всемирном фестивале фильмов по безопасности движения (Global Road Safety Film Awards). Но мы с вами по телевизору ее не увидели.