Мотылек

Имя «Delage» не встретишь в списке современных автопроизводителей. До сегодняшнего дня уцелели лишь немногие экземпляры этой марки, такие как этот Delage D8-105 Sport Aerodynamic Coupe.

Двадцатые и тридцатые годы стали для авто­производителей настоящим «золотым веком». Короткий период между двумя мировыми войнами как будто подарили Европе, чтобы прокутить его широко и с размахом, как в последний раз. Дух немыслимого мотовства, чрезмерной роскоши, буйства фантазии как в зеркале отра­зился и в автомобилях тех полных безумства лет. Это купе 1935 года выпуска не исключение.

Основатель компании — Луи Деляж — вел такой образ жизни, который как нельзя лучше соответствовал роскошным автомобилям, производимым на его предприятии. Сказочно разбогатев во время Первой мировой на военных поставках, он в последующие годы растранжирил весь свой капитал. Главной статьей его расходов являлась фирма «Delage».

В 1929 году на Парижском авто­салоне Луи Деляж представил публике Delage D8, бесспорно ставший одним из самых удачных французских автомобилей тридцатых годов. Конструкция машины отличалась не меньшим изяществом, чем у «Bugatti», слывшей авторитетом по этой части. Рядная «восьмерка» объемом в три с половиной литра выдавала от 100 до 145 л.с. в зависимости от модификации. Внутри мотор нес такие оригинальные решения, как алюминиевые поршни с чугунной «юбкой» и механизм толкателей клапанов с дополнительными пружинами, который механикам нужно было долго и терпеливо регулировать, зато потом владелец радовался бесшумности работы мотора. Зажигание было двойным — от распределителя шло 16 высоковольтных проводов, по два на каждый цилиндр. Рама хоть и являлась весьма тяжелой для такой машины, но зато низкой, а задний мост был пропущен через ее лонжероны — прием, подсмотренный на Bugatti 57S. Тормоза барабанного типа имели гидравлический привод, а коробка передач системы Cotal с электроприводом переключалась с помощью небольшого рычажка на рулевой колонке. Самые мощные Delage D8 могли разогнаться до скорости 160 км/ч, эти же машины побеждали в многочисленных гонках тех лет — от Ле-Мана до Гран-при Франции. Слава «Delage» гремела по всему миру!

Совершеннейшие для сво­его времени шасси и двигатель плюс спортивные успехи модели D8 сделали свое дело — «полуфабрикаты» от фирмы «Delage» шли нарасхват. Именно так, ведь автомобильная компания тогда выпускала лишь шасси с мотором, «одеть» которое на свой вкус почитали за честь самые знаменитые кузовные ателье. Невероятные машины с длинными капотами и низкими лобовыми стеклами заполонили элитные кварталы Парижа и фешенебельные курорты Лазурного Берега. Естественно, без Delage не обходился ни один тогдашний Concours d`Elegance — авто­мобильный конкурс элегантности, где можно было пощеголять не столько ходовыми качествами, сколько элегантностью кузова. Поначалу дела шли хорошо — взыскательная публика платила баснословные деньги за то, чтобы иметь такое совершенное авто, как Delage D8! Вот только мелкосерийное производство таких машин не было прибыльным. В апреле 1935 года фирма «Delage» обанкротилась и стала собственностью другого французского автопроизводителя — «Delahaye». Луи Деляж покинул компанию. За полгода до этого на Парижском автосалоне в октябре 1934-го был представлен Delage D8-105 с укороченным шасси — он стал последней самостоятельной моделью фирмы. В ноябре началось ее производство, причем, как обычно, не очень быстрыми темпами — каждый месяц изготавливали только по два шасси. Один автомобиль из той партии сохранился до наших дней.

Это аэродинамическое купе c номером шасси 40123 является одним из восьми экземпляров модификации D8-105 и одним из четырех, изготовленных в спортивном стиле. Его «спортивность» заключается прежде всего в двигателе со сдвоенным карбюратором системы «Stromberg» и аэродинамическом кузове типа купе 2+2, сделанном на самом заводе «Delage», а не в кузовном ателье, что тогда являлось общепринятой нормой для люксовых марок. Сам кузов изготовлен из стали, только капот алюминиевый. Его особенностями являются сильно наклоненный радиатор и лобовое стекло, низкая крыша и двойные стекла сзади, щитки на задних колесах, сдвигающиеся стекла окон в дверях. Автомобиль развивал скорость 140 км/ч.

На сегодняшний день это единственный сохранившийся экземпляр «сто пятой» модификации. Его история отслежена с самого момента изготовления. Сейчас автомобиль Delage находится в частной коллекции.