Пирровы победы

Прошлый год в статистике продаж новых автомобилей оборвался внезапно, на щемящей верхней ноте, остановив энтузиазм и перспективы на разгоне.

Пиррову победу отметили и рынок в целом, и большинство брендов. Горько всплакнув над фактическим результатом, они слезой омовения замаскировали истину и отпраздновали бумажный успех, породив безосновательным оптимизмом целую наградную систему имени главнокомандующего и по совместительству царя Пирра. И вот подведены итоги продаж января. Несмотря на истинное падение на 27,1%, АЕВ настойчиво грянул цифрой возрождения в +72,9%.

В этом исчислении фактов от АЕВ обращать особое внимание на Горьковский автозавод не имело смысла, поскольку он уже давно в реанимации и если чем радует, так это обещанием выгодно жениться. Но его январские результаты невозможно оставить без внимания. Продав за месяц 7 машин, подбавив в статистику чрезвычайно легковые «Газели», завод удостоился официального роста в 36%, хотя на самом деле пал до уровня гробовой доски на запоминающийся рубеж –99,6%, поскольку в благополучном 2008-м продал 1686 «Волг». За этот подвиг ГАЗ можно наградить высшим знаком отличия — орденом Пирра первой степени.

С остальными аутсайдерами проще. Они ведут себя тише и печалятся скромней. Подпирает гору трупов по-прежнему традиционный «американец» «Dodge» с –97,8% (5 машин), а по АЕВ у него –71% (в 2008 году продано 228 машин). Орден Пирра второй степени.

«Chrysler» тоже выслужил Пирра второй степени, показав –93,7% при официально заявленных +24% (продано 4 машины против 63 три года тому назад). А вот верный «Jeep» с погоста уполз в сторонку и лег за оградой, выслужив лишь медаль Пирра второй степени с достижением –58,9%, по АЕВ показав рост 104% (продав 51 машину против 124 в 2008-м). Зато претендентов не на медаль, а именно на орден Пирра (правда, лишь третьей степени) еще двое. «Honda» признала –40%, хотя по факту это –86,3% (продано 514 машин против 3750 в 2008-м). Такой же бронзовый орден главкома Пирра третьей степени у «Ford»: –62,8% при заявленных +24% (в 2011-м продано 3629, в 2008-м — 9753 автомобиля).

Мировая история знает много примеров удивительных побед и позволяет провозгласить массу альтернативных наград за отменную результативность при наличии очевидного успеха. В недавних событиях Второй мировой блестит подвиг помощника британского военного атташе при посольстве в СССР, в 1943 году при штурме Киева в одиночку собственноручным огнем из пулемета удержавшего важный участок плацдарма, уничтожившего при этом до роты живой силы противника и проявившего личное мужество, героизм и высокую боевую выучку. За что он был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Звали его майор Моше Даян, впоследствии он стал министром обороны Израиля. И если в статистических играх АЕВ за сомнительный результат можно выдавать награду имени царя, то награда имени министра вполне подойдет для оценки полного успеха.

Лучший результат января у «Citroёn». В хорошем 2008-м французы продали 479 машин, а в 2011-м — 1339. Официальный рост 209%, но и фактический недосягаем: 179,5%. Орден Министра первой степени. Орден Министра второй степени у «Volkswagen»: +105% при скромно заявленных +86% (продано 4258 сейчас против 2077 в 2008-м). В претендентах на награду еще трое. SEAT добился реальных +125% при заявленных +73%, но его общее число проданных машин тянет на награждение с припиской «посмертно»: 45 автомобилей против 20 в 2008 году. MINI имеет в итоге 108% (официально по АЕВ +25%), но и он наторговал на посмертное награждение 50 машин сейчас и 24 машины в 2008-м. Еще один удачливый — «Cadillac». У него на самом деле 103%, хотя комитет АЕВ написал ему 256%. Продано 114 автомобилей в этом январе и 56 — в 2008-м.

Красивые медали Министра первой степени можно смело присуждать всему премиальному сегменту. «Mercedes» прибавил честных 68,3% при официальных 41% (1060 машин сейчас и 630 тогда), BMW заявила +31%, а в действительности у нее +53,2% (1426 машин в этом январе и 931 в январе 2008-го), «Audi» от АЕВ получила +48%, но и в действительности молодцом: +32,9% (1205 машин против 907).