Форс-мажор

Когда команды строят прогнозы на предстоящий сезон, обычно руководствуясь как своими субъективными мечтами и желаниями, так и более объективными техническими данными, результатами испытаний, они вряд ли думают о том, что может вмешаться что-то еще.

У верующих это принято называть Богом, у фаталистов — судьбой, а у атеистов и скептиков — игрой случая. Называйте как хотите, но чудесное «это» может в одно мгновение спутать все планы, разрушить сезон, карьеру, а то и прервать жизнь… Можно сказать, что благодаря игре фатума сезон-2011 начинается просто наперекосяк. Как на уровне отдельных команд и пилотов, так и «Формулы-1» в целом.

Мог ли напарник Виталия Петрова по команде «Lotus Renault» Роберто Кубица предполагать, что он потеряет этот сезон? К счастью, «всего лишь» сезон — не жизнь и, будем надеяться, не гоночную карьеру в целом. Ведь после аварии 6 февраля на ралли Андорры Кубицу буквально собирали по частям. В один ужасный момент появились слухи чуть ли не об ампутации руки. Думаю, сейчас не время обсуждать, стоило ли пилоту «Формулы-1», который является лидером команды и традиционно одним из претендентов на подиумы, выходить на старт не самого статусного и неважно организованного по формулическим меркам ралли. В конце концов, старинный штамп про падающий на голову кирпич родился тоже не просто так, абсолютной гарантии не дает даже страховой полис. Машина сильно ударилась об ограждение и буквально нанизалась на рельс, пилота извлекали около получаса, и сейчас врачи не то что не готовы назвать сроки возвращения Кубицы, но и не могут гарантировать полного восстановления функций правой руки. Помимо многочисленных травм, в том числе тяжелых, у Кубицы были повреждены нервы, сухожилия, нарушено кровообращение в правой руке. В общем, при самом благоприятном раскладе Роберт вернется в строй не раньше чем через год. А из программы Виталия Петрова были немедленно исключены все мероприятия, сопряженные даже с минимальным риском. Например, он отказался от участия в знаменитой московской ледовой гонке звезд на призы журнала «За рулем»! Между тем именно Кубица показывал лучшее время на тестах в Валенсии на новом болиде Lotus Renault R31… Наверное, только ленивый не упомянул объединение «Renault» с маркой «Lotus», а также легендарную «лотусовскую» черно-золотистую раскраску. Но почему-то мало кто вспоминает о том, что оригинальные «Лотусы» получили «оптимистичное» прозвище «гробы на колесах». И не только благодаря черной раскраске: что уж говорить, бились, бились гонщики на революционных моделях Колина Чепмена! Что ж, с тех пор «Формула-1» по мерам безопасности ушла далеко вперед, в те времена было невозможно себе представить такие трассы и автомобили, впрочем, как и социалистический логотип «Лада» на борту. В итоге место Кубицы на старте получил оставшийся было не у дел Ник Хайдфельд. Он один из самых опытных формулических пилотов, на его счету почти две сотни Гран-при… Правда, способности и опыт в современной «Формуле-1» уже далеко не главенствующий фактор…

Как будто серьезной травмы Кубицы было мало — это оказалось лишь началом негатива в нынешнем сезоне «Формулы-1». Не только Роберт, но и весь пелетон не выйдет на старт сезона, как планировалось, 13 марта на трассе в Бахрейне. Неделя слухов и поиска оптимальных решений — и представители азиатского автодрома официально заявили, что первая гонка сезона отменена из-за очень нестабильной политической ситуации в стране! Что ж, Бахрейну и правда сейчас не до автогонок, а опасностей и экстрима в «первой формуле» и так хватает. Начало сезона-2011 переносится в Мельбурн, где 27 марта состоится Гран-при Австралии. Впервые с 1985 года, когда была отменена гонка в Бельгии, под угрозу поставлена стабильность и целостность календаря «Формулы-1». Чем последние годы гордились формулические власти, так это наращиванием количества Гран-при и расширением географии, в первую очередь в сторону Ближнего и Дальнего Востока. Будем надеяться, что «Формула-1» не сбежит из Абу-Даби навсегда, как знаменитый ралли-рейд «Дакар» покинул африканский континент и переместился в Латинскую Америку. Кстати, и те гонки, что остались в календаре, также не настолько надежны. Например, власти Австралии снова ставят вопрос о проведении Гран-при, организаторы гонки в Барселоне задыхаются от проблем с финансированием, так что будущий российский этап может оказаться весьма кстати!

Тем временем представительство России в «Формуле-1» постепенно увеличивается. Свою новую машину представила команда «Marussia Virgin Racing». «Virgin» — из числа полных аутсайдеров пелетона, но она интересна нам тем, что в конце прошлого года ее совладельцем стал российский производитель спортивных автомобилей «Marussia Motors». Команда, как в свое время «Arden», будет выступать под нашей лицензией, и дай бог, чтобы в этот раз русская команда задержалась в «первой формуле» дольше. Гарантией этому может служить тот факт, что одним из двигателей процесса является Николай Фоменко, за много лет доказавший свою преданность отечественному автоспорту до такой степени, что уже и доказывать ничего, собственно, не нужно. Любители автоспорта со стажем еще помнят раскрашенные в черный цвет, оттюнингованные черные «восьмерки», боровшиеся за первые места в возрождающемся в те годы (конец 90-х) на Воробьевых горах российском «кольце». От переделанных «восьмерок» к созданным у нас спорткарам для международных соревнований и команде «Формулы-1» — не самый плохой прогресс. В общем, российский автоспорт, долго бившийся в разрозненных конвульсиях усилиями различных деятелей, наконец-то слился в экстазе единого порыва по направлению к Сочи-2014. Команды, пилоты, трассы… как будто соцсоревнование (если кто еще помнит такое) воплотилось в современном автоспорте. Кстати, Михаил Алешин в сезоне-2011 будет выступать в серии GP2, пилот провел первые тесты… В общем, до «Формулы-1» уже рукой подать.