Иметь по-русски

Новые, упрощенные правила регистрации автомобилей вступили в силу на днях. Отныне можно продавать машину со старыми знаками. Сохранять за собой “любимые” номера. При определенных обстоятельствах даже регистрировать авто с неясным прошлым.

Я и сама, жительница Подмосковья, если честно, этим грешу — всегда приобретала заветную голубую бумажку. Техосмотр пройден.

Ну нет у меня силы воли, чтобы тащиться в ГИБДД, стоять длиннющие очереди — к слесарю и к гаишнику, ждать, на какие неполадки мне укажут, и еще потом ехать их по-быстрому устранять…

Проверка по всем базам. Проверка на угон, проверка по розыску водителя, по федеральному розыску. Ну и, конечно, проверка технического состояния автомобиля. Уф-ф-ф-ф!

Куда как проще — приобрести талон. А кто самый честный — пусть первым бросит в меня камень! Как выясняется, до 80 процентов подмосковных автолюбителей поступают так же, как я.

И лишь совсем недавно государство, чтобы побороть мошенников и ликвидировать очереди, разрешило проводить техосмотр частным структурам — гаишники теперь могут только контролировать процесс и выдавать талоны.

* * * 

Типичный подмосковный городок Щелково. И вдруг…

“Мы решили справиться с проблемой техосмотра, помочь людям, тем более что в этом была насущная социальная потребность, — рассказывает Владимир Кирей, директор техцентра. — В 2009 году, когда только стали поговаривать о разрешении для частников проводить техосмотр автомобилей, мы обратились к главе Щелковского муниципального района, чтобы нам предоставили под целевое строительство какой-нибудь ненужный участок, удаленный от жилой застройки, вблизи шоссе. Нам дали заброшенную землю в микрорайоне Солнечный. Мы завезли туда более 80 тысяч кубов грунта. Получили одобрение администрациями Щелковского района, городского поселения Щелково, правительства Московской области, согласовали все вопросы с ГИБДД — препон для строительства техцентра не было, дело-то нужное!

Частники не собирались заламывать цену за свои услуги — та же сумма, что и у государства. Разумеется, это не было чистым альтруизмом — рядом с техническим центром находятся автосервисы, которым, конечно же, было бы выгодно, если машина, не прошедшая контроль, приехала к ним на ремонт.

“С другой стороны, мы бы точно не стали людей специально мучить, указывать им на придуманные недочеты, иначе бы к нам никто не стал обращаться — мы же не единственные поставщики услуг”, — объясняет директор.

Взяли кредит в банке, закупили дорогущее немецкое оборудование для диагностики. Аппарат наподобие банкомата выдает талон с номером очереди — ждать своего времени надо не больше получаса, 35 минут — так положено по регламенту, уверяют работники техцентра.

Комнаты для работы автоинспекторов. Кресла, компьютеры, все в стекле и металле, электронные табло, видеокамеры.

В самом центре мастерской — будка гаишника, где после прохождения всех процедур и выдаются техталоны.

“Мы были бы такие одни! — восклицают сотрудники. — Ничего подобного в Подмосковье еще не было! Дело в том, что все частные техцентры, которые открываются сейчас по области, они не новые — не построены с нуля. Чтобы не влезать в большие траты — дело-то новое и рискованное, вдруг не пойдет, — их переоборудовали из старых автомастерских, мы же все мечтали сделать по суперсовременным технологиям. Послали даже автослесарей на дополнительные курсы в Московский автодорожный институт. Старались успеть к тому времени, когда власти официально утвердят частников, чтобы быть самыми первыми!”.

Но открыть техцентр так и не удалось. Мало того, сейчас в Арбитражном суде Московской области рассматривается иск администрации Щелкова по этому вопросу.

Основное требование истца — снести техцентр бульдозерами…

* * *

Почему снести? Я оглядываюсь на кресла и автоматы для кофе.

— Дело в том, что есть муниципальный район Щелковский, а есть городское поселение Щелково. Это два разных субъекта, один дает землю, другой разрешает на ней что-то строить, — поясняет Владимир Кирей. — Муниципальный район сразу дал нам разрешение на целевое использование земельного участка. Но письменного подтверждения разрешения на строительство от города мы не получали, мы начали строительство, как раз оформляя его. Время и деньги не ждали, мы были уверены, что это формальность, тем более что наше начинание во всех инстанциях одобрили как социально значимое для района. Весной мы должны были открыться, все работы уже были завершены.

Но в начале февраля проект был вынесен на градостроительный совет при главе города Щелкова Татьяне Ершовой.

И там его скандально отклонили.

На том основании, что нельзя строить станцию техцентра в месте, где уже что-то… построено.

“Получился парадокс. Нам запретили строительство техцентра на том основании, что он уже там… есть. Он уже стоит на своем месте. Мы его уже построили. Но для того чтобы город его нам теперь разрешил, сперва мы должны его снести и затем возвести снова”, — объясняет юрист Яна Соловьева.

“Отклонить, учитывая факт самовольно ведущегося строительства указанного объекта”, — написал свое резюме заместитель председателя градостроительного совета Никифоров.

В отчаянии работники техцентра написали письмо Медведеву: как же так, ведь сам президент был заинтересован в том, чтобы повсюду открывались частные техосмотры, подмосковное правительство дало на это “добро“, а теперь местные чиновники рубят инициативу на корню!

Вполне возможно, дело совсем не в чьем-то злом умысле — например, приведенная в порядок земля кому-то приглянулась или кто-то хочет долю в этом бизнесе, — а просто в недопонимании и разграничении функций двух ветвей власти, нежелании во всем разобраться и договориться. Но зачем же сразу… бульдозерами?

Пострадают-то простые люди.

И очереди на техосмотр между тем меньше не станут.