Штормовое предупреждение

Роль Японии в мировой экономике выясняется постепенно. Конечно, все и раньше догадывались, что вокруг много всего японского, но что именно и в каких количествах — становится ясно лишь теперь.

Сильнее всего досталось американским и европейским автопроизводителям. Дело в том, что даже вполне маститые фирмы не отказывали себе в удовольствии использовать японские автоматические коробки передач и вариаторы. Серьезных игроков в этой сфере немного: немецкий ZF («Zahnrad Fabrik»), американские «Allison» и «BorgWarner» да два «японца» — JATCO («Japanese Automatic Transmission Company») и «Aisin Seiki Co.». Клиенты JATCO — «Nissan», «Mazda», «Subaru», «Isuzu», «Suzuki», BMW, VW, «Renault», «Ford Europe» и «Land Rover». У марки «Aisin» часть клиентов из этого же списка — «Nissan», BMW, «Renault», «Ford», «Mazda», «Isuzu», «Suzuki», но есть и свои собственные: «Toyota», «Volvo», SAAB, «Yamaha», «Chrysler», «Mitsubishi», «Audi», «Daihatsu», «Hino», «General Motors», «Daimler», «Daewoo», «Honda», KIA.

Конечно, есть отчаянные смельчаки, в эпоху глобализации и неизбежного космополитизма самостоятельно изобретающие и производящие собственные «автоматы», но их мало, все усилия их в основном сводятся к большим проблемам и тихим отзывным кампаниям. Ну а прочий мир пользует «японцев» с «немцами». И вот японские заводы вздрогнули от землетрясения и смылись цунами, и сразу над миром разнесся стон давнего неудачника «Volvo», у которого японских «коробок» осталось меньше чем на три недели работы. Следующим невезучим оказался «Chrysler», тоже шумно огорчившийся из-за небольшого склада японских «автоматов». Вслед за ними, тихонько помалкивая и не пугая клиентуру, и остальные бросились по миру в поисках адекватной замены. В связи с чем у немецкой «Zahnrad Fabrik» поднялось настроение и обозначились внезапные перспективы, а «Allison» с «BorgWarner» лишь облизнулись.

Приладить к другой «коробке» целый автомобиль очень сложно. Можно уговорить «автомат» пережить новую прошивку, но состыковать его с незнакомым двигателем — работа на год. Следовательно, даже за очень большие деньги ZF ситуацию не исправит.

А вот с «механикой» проще. Эти «коробки» производители иногда клепают сами. Режут шестерни, льют корпуса, точат валы, разбрасывая мелкими брызгами заказы подрядчикам на прокладки, сальники, подшипники и синхронизаторы. И почти каждая машина, особенно европейская, имеет модификацию под механическую «коробку». Поэтому сегодня вырисовывается увлекательная перспектива массового возврата к канонической ручной «коробке» вместо вальяжного «автомата».

Французы к этому отнесутся спокойно. Они всей страной удавятся за каждый сантим автоматического перерасхода топлива. Поэтому до сих пор не любят АКП. К тому же почти у всей «большой французской тройки» «автоматы» либо свои собственные, либо ZF. За исключением «Renault», привыкшего к японскому подспорью. С немцами не все так однозначно, поскольку многие используют исключительно «японцев». «Volvo» не такой заметный игрок в мире, чтобы его проблемы кого-то особо волновали. Остальные справятся по-тихому.