Его Величество гараж

Самые надежные автомобили, самые опытные водители, самые умелые механики... Вот это и есть лучшее в России автопредприятие — Гараж особого назначения (ГОН), обслуживающий первых лиц страны.

Особый гараж стал прямым “наследником” Собственного Его Императорского Величества гаража. Последний русский император был большим любителем “бензиномоторов”. К концу царствования у Николая II образовался самый многочисленный личный гараж среди всех монархов Европы — в нем насчитывалось 46 авто. А после революции эти машины использовали для своих нужд большевистские руководители.

Весной 1918-го вслед за советским правительством бывшие царские “моторы” переехали в новую столицу советской республики, а в январе 1921 г. было учреждено специальное автопредприятие: Гараж особого назначения.

Не так быстро, товарищ нарком!

Спецгараж “прописали” прямо на территории Кремля, оборудовав помещения в корпусах Арсенала.

В Государственном архиве РФ сохранились документы, из которых можно узнать о распределении “моторов” между коммунистическими вождями осенью 1918-го. Под первым номером в перечне — “Rolls-Royce”, предназначенный для Троцкого. А вот Ленин, как ни странно, оказался в списке лишь одиннадцатым, получив зато в свое распоряжение две машины: Turcat-Mery и Delaunnay-Belleville. Водителем-охранником у Ильича работал Степан Гиль, один из опытнейших ветеранов императорского гаража. В 1914—1917 гг. С. Гиль был персональным водителем царицы Александры Федоровны, но в годы советской власти этот факт тщательно замалчивался.

По-видимому, кремлевские чиновники “обделили” товарища Сталина, иначе как объяснить его “криминальный поступок”, о котором можно прочитать в докладной записке Управделами СНК Н. Горбунова: “22 сентября 1918 г. Довожу до сведения(...), что машина системы “Хост”, принадлежащая Управлению Делами Совнаркома и находившаяся у меня во временном пользовании, похищена тов. Сталиным и увезена им в Царицын”.

Впрочем, уже полгода спустя случилось перераспределение годных к использованию машин со спецавтобазы. Смотрим список: “…1) “Бельвиль” лимузин — тов. Ленину 2) “Ролльс-Ройс” — тов. Ленину… 4) “Ролльс-Ройс” — тов. Троцкому 5) “Руссо-Балт” — тов. Луначарскому 6) “Воксхол” лимузин — тов. Сталину…”

Все-таки порой случались с машинами первых лиц страны неприятности в пути. Об одной из них свидетельствует хранящийся в архиве документ — рапорт начальника Отдела охраны ГУГБ НКВД СССР генерала Н. Власика своему “шефу” Л.Берии: “Доношу, что 29 октября с. г. (1939-го. — Ред.) при следовании из Кремля в Большой театр автомашина “Паккард”, в которой находились т. т. Сталин, Молотов и Микоян, на углу Исторического проезда и площади Революции внезапно остановилась. Т. т. Сталин, Молотов и Микоян вышли из машины и направились пешком в Большой театр. По заключению технической комиссии автомашина остановилась якобы из-за случайного выключения рубильника общей сети ногой пассажира, сидевшего рядом с шофером, или же от резкого торможения при невыжатом сцеплении…”

Некоторые из государственных мужей, пользовавшихся услугами ГОНа, были склонны к “лихачеству”. В числе любителей слишком быстрой езды по московским улицам оказался нарком А.Микоян. Его “автомобильным перегибам” был посвящен даже отдельный пункт в повестке дня на одном из заседаний Политбюро. Принятое тогда решение, завизированное Сталиным, Ворошиловым, Берией, Молотовым и Кагановичем, гласило: “20 декабря 1939 г. О товарище Микояне. 1) Воспретить тов. Микояну езду на автомобиле со скоростью 100—150 км/час (эти цифры зачеркнуты и красным карандашем Сталина внесена правка: 80—100 км/час. — Ред.) 2) Обязать тов. Микояна не требовать от своего шофера больше скорости, чем 50—60 км/час. 3) Тов. Власику проследить за исполнением”.

Броня для “первых лиц”

Первые советские правительственные лимузины начали поступать в ГОН незадолго до войны с завода им. Сталина. Считается, что именно “отец народов” предложил идею создания у нас такой комфортабельной машины. В кратчайшие сроки на ЗИСе была разработана конструкция “суперавто”, а 29 апреля 1936 г. первые два образца представительских “ЗИС-101” уже прикатили в Кремль для демонстрации Иосифу Виссарионовичу.

Однако век “сто первых” оказался сравнительно недолог. На смену им в ГОН пришла новая модель — “ЗИС-110”. Многие до сих пор называют эту легковушку самой красивой машиной, созданной в СССР. В 1943 г., в разгар фашистского нашествия, Сталин подписал постановление о начале работ по созданию нового советского лимузина высшего класса. Образцом для подражания стал очень нравившийся вождю американский Packard-180. Первые опытные экземпляры “ЗИС-110” были готовы уже в 1944 г., а с 1946-го на Московском автозаводе началась его серийная сборка.

В конце 1940-х был освоен выпуск бронированных правительственных “ЗИСов”. Вес каждого из этих монстров — свыше 7 тонн, а толщина пуленепробиваемых стекол — 75 миллиметров! Работники завода из уст в уста передавали, как производилась госприемка первого такого “броневика”, так что рассказ ветеранов автомобилестроения уже и не отличить от байки:

— Приехавший генерал-чекист подошел к “ЗИСу” в сопровождении еще нескольких военных, а также конструкторов и мастеров, которые этот образец делали. Когда один из руководителей проекта начал было что-то объяснять по поводу нового автомобиля, гэбэшник его прервал: “Вы кто? Главный конструктор? Прекрасно! Садитесь в машину!” Вслед затем подозвал других автозаводцев: “Бригадир? Отлично! Усаживайтесь рядом. Начальник цеха? Прошу вот сюда, на переднее сиденье!..” После того как в “ЗИСе” оказалось 5 или 6 человек, товарищ с Лубянки захлопнул двери машины и кивнул прибывшим вместе с ним “коллегам”: “Давай, ребята!” Те проворно расчехлили автоматы и с убойной дистанции выпустили по кабине “ЗИСа” полные обоймы своих ППШ. Грохот, паника среди заводчан, не ожидавших подобной “проверки”. От лакированных бортов машины только краска брызнула чешуйками во все стороны, но сами двери, стекла, борт испытание выдержали с честью. Так что еще через минуту “подопытные” автомобилестроители уже могли выбраться на свободу целые и невредимые. Хотя самочувствие у некоторых было не ах!..

Зато никаких претензий у представителей “органов” к новому бронированному лимузину не возникло. За несколько лет на заводе собрали несколько десятков таких “непробиваемых” “ЗИСов”.

Среди других в ГОНе появилась пара особенных “сталинских Паккардов”. Эти специально оборудованные автомобили “ЗИС-110-кабриолет” с 1955 г. заменили породистых лошадей, на которых прежде министр обороны и командующий Московским гарнизоном объезжали войска во время парадов на Красной площади. Такая “автомобильная” традиция продолжается и по сию пору. На параде, прошедшем по случаю 65-летия Победы, в церемонии министерского объезда войск использовались “внуки” тех “ЗИС-110-кабриолет” — “ЗИЛ” последней модификации.