Китайская шкатулка

На минувшем 14-м международном Шанхайском автосалоне было заявлено 19 иноземных премьер. Но заметных и резонансных оказалось гораздо меньше. А вообще на этом мотор-шоу иностранных автопроизводителей и местных случилось примерно поровну. Но иностранные почти все уже построили себе по китайскому заводу, поэтому чисто привозных машин меньшинство.

«Citroёn» к Китаю относится чрезвычайно серьезно. Один завод компании здесь уже вовсю работает. Прямо к открытию салона вступил в строй второй, заявлено о строительстве третьего. В Китае выпускается даже шикарный С5, а премьерный DS5 — только местной сборки, то есть во Франции его еще не делают, а в Китае — уже.

Линия DS придумана в порыве избыточной эстетики. Любой «просто» Citroёn — красавец, а всякий DS — и подавно. Внешность в нем — самое главное. Задача линейки DS — в привычный европейцу типоразмер вписать максимум внешней привлекательности, дизайнерских идей и превосходящих по качеству и виду отделочных материалов. Вроде машина не занимает пол-улицы, а изнутри кажется, что она одна такая на весь город. Китайцы в роскоши толк знают, а поскольку и рынок у них растет как-то уж очень стремительно, французы решили, что мир увидит топ-версию гаммы китайскими глазами, расширенными от счастья и ощутимого европейского уважения.

[mkref=2446]

DS5 настолько необычен, что отныне и на пару лет вперед кроме внимания на улице и хозяйских восторгов клиента станет темой для бурных споров среди специалистов и прессы, пытающихся классифицировать эту машину. Вроде он большой хетчбэк? Но и полноприводной кроссовер. А может быть, универсал? Те, кто увидит в нем хетчбэк, будут вынуждены перед покупкой предварительно побороться со своим консерватизмом, сопротивляющимся премиальности хетчбэков. Влюбившиеся в DS5 за его внедорожную составляющую поостерегутся такой красотой утюжить сельские просторы. Распознавшие универсал озадачатся его функциональностью, поскромневшей ради спортивной аэродинамики, опустившей линию крыши в угоду коэффициентам лобового и бокового сопротивления стремительно разбега­ющихся потоков воздуха. Китайцы DS5 приняли и не отлипали от него, встав вокруг модели плотным кольцом.

А вот премьеру Audi Q3 они как-то не оценили. Красивая машина, но точно такая же уже ездит по их стране, а называется вроде бы Q5. Зато под грудой тел не были видны настоящие большие Audi, а к R8 стояла очередь из желающих посидеть за рулем и еще более серьезная очередь из желающих сфотографироваться на фоне ее кусочка.

«Chevrolet» играет на китайском рынке ведущую роль. Здесь мощно трудится завод, огромен импорт из Кореи, а теперь вот и Америка подоспела. Правда, есть увлекательное разделение по брендам. Фирменный крест ставят на какого-то местного уродца, на Aveo, Cruze и Epica; Lacetti здесь красуется под псевдонимом Buic, а компанию ему составляют настоящие большие «американцы» Regal и LaCrosse, а теперь еще и новая Astra с Insignia. Китайцы обожают огромные машины, в восторге от их роскоши, но премьерный Chevrolet Malibu как-то не распознали. Он настолько похож на искаженный в пропорциях Cruze, что публика и пресса шли мимо. Машина явно состарилась до своего рождения.

О том, что у VW случился новый «Жук», можно было догадаться только по специальному плакату. Отличить его от неудачного и малопопулярного предшественника крайне сложно. Хотя по задним фарам можно. Они точно другие.

Поскольку, как мы уже сказали, иностранцы в инвестиционную привлекательность Китая поверили, то у многих фирм в Поднебесной по несколько партнерских заводов, поэтому на выставке у них получилось по два-три стенда, с каждым местным производителем по отдельности. Больше всего легальных стендов у «Mitsubishi» — целых три. По два у «Citroёn», «Mercedes» и VW. И кроме машин, давно и хорошо известных, на этих стендах красовались автомобили, либо давно снятые с производства в остальном мире, либо специально переделанные под местный рынок.

В переделке больше всех преуспел «Volkswagen». Оказывается, все то, о чем мы уже начинаем забывать в Европе, переехало в Китай и дало бурную поросль автомобилей незабываемого колорита. Например, Passat В5 никуда не делся, а получил рестайлинг в духе В7 и вовсю выпускается с ним параллельно, а заодно здесь же и ставший китайским Passat СС. Никуда не делись все Jetta и Bora последних десятилетий. Они стали китайскими и теперь производятся одновременно дружной семьей из пяти трудноразличимых моделей, под разными названиями, добавив к двум известным для европейца именам три новых: Magotan, Sagitar, Lavida. Некоторые даже неплохо смотрятся.

[mkref=2447]

Очень странную модельную линейку вытворяет «Peugeot». Он сохранил в Китае все предыдущие модели, но приделал к ним багажники и переименовал. Удивительней всего смотрится Peugeot 206 седан с «физиономией» от нынешнего 207-го. Тут же и 307-й седан, и 308-й седан, названный специально для Китая Peugeot 408. Зато на стенде с этими чудовищами «Peugeot» презентовала миру большой концептуальный кроссовер SXC. Пока французы не знают, зачем они его сделали, ведь планов производства машины нет. Но получилось красиво, и если бы не этот концепт и новейший Peugeot 508, на стенде было бы откровенно страшно.

Весьма скромно возлюбила ближнего «Mazda», специально для китайцев смастерив модель Mazda2 седан. Непривычно, но аккуратненько. А еще фирма показала модель с неведомым нам названием Mazda8. На поверку эта машина называется MPV, но восьмерка в имени все же логичней.

«Nissan» старательно выпускает на местном заводе придуманный специально для Китая простецкий Sunny и недоступный европейцам Bluebird. Примечательно, что новую Micra компания обещает уже второй год подряд, а в Китае она уже выпускается и называется March.

И конечно, Китай вовсю осваивают корейцы. Они идут в том числе и европейским путем, рестайлингуя под местную непритязательность старые модели. «Hyundai» и нам постоянно норовит впарить старье, а уж с давними врагами тем более не церемонится. Elantra Yuedong, например, корейцы без затей украсили новым «лицом», не тронув остальное. Но и красавец Grandeur по-честному привезли. А KIA сделала для Китая седан Rio.

Надо сказать, что Шанхайский автосалон — это настолько приличное место, а сам Китай — настолько перспективный рынок, что показать свои машины сюда приехали в том числе фирмы, давно не заглядывавшие в Москву или вообще никогда не совавшиеся в Европу.

Из малоизвестных там отменно смотрелась японская «Mitsuoka». Компания остерегается Европы, но обязательно выставляется в Сеуле и Шанхае, изредка претендуя на Америку. Ретроподделки от «Mitsuoka» получаются интересными, особенно довоенный Jaguar и кабриолет Rolls-Royce (Galue Convertible). А вот свое спортивное купе — просто жуть. Зато китайцам это близко и понятно. Ведь весь китайский автопром — одна сплошная «Mitsuoka».

Зато из легальных и всемирных в Шанхае отметился весь цвет премиального сегмента. Примчались «Ferrari», «Lamborghini», «Aston-Martin», «Bently», «Rolls-Royce», и специально под этот салон официальное присутствие в стране объявила «Bugatti». Все ее конкуренты уже открыли магазины на центральных улицах Шанхая и вовсю торгуют, следовательно, и на авто от «Bugatti» будет спрос.

Заодно сюда приехал давний бельгийский друг российского правительства «Carat Duchatelet», умело тюнингующий, бронирующий и переделывающий в запредельную роскошь всякие Mercedes.

А еще в Шанхай приехал вражеский всякому китайцу тайваньский «Youlong» со своим собственным премиальным брендом «Luxgen». Гоминьдановская машина собрана лучше китайских. Аккуратная, добротная, с элементами роскоши пародия на Cayenne. Именно эту машину попытаются выпускать в нашем Черкесске на заводе «Дервейс». Лучше не надо… Кстати, «Luxgen» показал вполне себе нормальный концепт Neora.