Автокредитная благодать

Российский рынок автокредитов, пожалуй, больше остальных сегментов банковской розницы напоминает светлые докризисные времена. В своем стремлении отвоевать у карманных банков автогигантов часть территории универсальные игроки придумывают все больше “фишек”.

Подержанные автомобили, программы обратного выкупа кредитного авто дилером, кредиты без справок о доходах и даже без первоначального взноса — в прошлом году эти тенденции только появились, но сейчас уже цветут пышным цветом.

Статистика подтверждает, что кризис закончился как минимум для автолюбителей, активность которых в 2010 году определила радостную тенденцию. “Рынок автокредитования практически восстановился до предкризисного уровня. По итогам 2010 года доля кредитных продаж составила около 40%, в 2009 году этот показатель находился на уровне 20%”, — рассказывает замначальника управления розничных кредитных продуктов Абсолют-Банка Светлана Сурина. Процентные ставки в течение прошлого года неуклонно снижались. И нынешняя средняя “вилка” доходности — 12,5—16% годовых. Как будто и не было никаких бурь.

Пятерка лидеров рынка пока остается прежней: Сбербанк, ВТБ24, Росбанк, Русфинансбанк и Cetelem. И все же многое изменилось. В первую очередь произошел мощный передел в пользу иноземных гостей: примерно 25% рынка захватили “кэптивные” банки мировых автопроизводителей. Таких в России зарегистрировано шесть штук, из которых пять кредитных организаций продают розничные автокредиты: Мерседес-Бенц Банк РУС, БМВ-банк, Тойота-банк, Банк оф Токио-Мицубиси ЮЭфДжей, Банк ПСА Финанс Рус. Эти игроки предлагают самые дешевые программы, процентные ставки по которым составляют от 5,5—6,5% годовых. В универсальных банках классика жанра обойдется как минимум в 12—13% годовых, партнерские программы с производителями — в 10—11% и даже льготные кредиты по программе госсубсидирования — в 7—9% годовых. “Банки автопроизводителей фактически являются монополистами в кредитовании автомобилей собственного производства. Они могут предложить клиентам более привлекательные условия кредитования, в первую очередь за счет предоставления скидки на автомобиль, и дополнительные дотационные программы”, — отмечает член правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко.

Разница очевидна для потребителя, и потому в неравной ценовой борьбе другие банкиры предпочитают не участвовать, предпочитая нишевую стратегию. Вариаций здесь немало, например, кредитование на покупку подержанной иномарки без участия дилера. “Желающих купить подержанную иномарку, по нашим оценкам, немало. Исследования потребительских предпочтений показали, что сегодня очень востребованы автокредиты на покупку машины с пробегом без посредников в виде автосалонов. Мы готовы зайти в эту нишу, предложив кредиты на сумму от 100 до 750 тыс. рублей на покупку иномарки, которую клиент хочет купить “из рук в руки, без участия салона, взимающего комиссию за посредничество”, информирует региональный директор по продажам банка “Открытие” Сергей Костюков. По его оценкам, экономия может составить до 15% от стоимости авто. Эксперты прогнозируют, что рынок “подержанного” автокредитования может вырасти в ближайшие 3—4 года примерно на 30% за счет оживления потребительского спроса среди населения с невысоким уровнем доходов.

Еще одна интересная ниша для банков — участие в программах обратного выкупа (Buy-Back). “Программа позволяет заемщикам выплатить до 50% стоимости автомобиля во время срока действия кредита, а после этого поменять машину на другую”, — объясняет Андрей Степаненко, отмечая, что пока клиенты относятся к такому предложению достаточно осторожно, но перспективы оптимистичные. “Можно фактически подсадить клиента на авто конкретной марки или салона, заставляя каждые 2—3 года покупать новую машину. И при этом затраты на покупку у клиента будут меньше, чем если бы он действительно каждые три года покупал новое авто”, — отмечает вице-президент Первого республиканского банка Дмитрий Орлов.

Но все-таки, понимая настороженное отношение заемщиков к сложно структурированным схемам, банкиры чаще используют прежние, проверенные способы стимулирования автокредитования. Многие банки, в том числе и крупные, постепенно возвращаются на “черный рынок” и готовы давать автокредиты товарищам без трудовой книжки, справки о доходах, верить на слово заявленной заемщиком зарплате и даже предоставить кредит без первоначального взноса. Безусловно, такая лояльность отражается на цене кредита — ставки по “доверительным” программам вряд ли обойдутся заемщику дешевле 16-18% годовых, тем не менее шанс сесть за руль появился практически у каждого из нас.

Что касается динамики изменения стоимости автокредитов, то здесь пока глобальных перемен эксперты не ожидают. “На текущий момент ставки стабильны, отдельные изменения возможны в случае проведения специальных акций и только у отдельных игроков”, — констатирует Дмитрий Орлов.