«Одними репрессиями порядок на дорогах не навести»!

Автомобильная жизнь в России в последние месяцы бьет ключем. Прокомментировать новации властей предержащих в отношении моторизованных россиян мы попросили вице-президента «Движения автомобилистов России» Леонида ОЛЬШАНСКОГО.

— Леонид Дмитриевич, давайте начнем с самого животрепещущего вопроса — изменений в правилах прохождения техосмотра.
— Пока что водительской братии дано маленькое послабление: тех, у кого срок действия «лобовичка» истекает в 2011 году (и не важно — в январе или августе) могут ездить до 2012 года, не предоставляя своего «железного коня» на ПИК. За это время должен быть принят закон «Об обязательном техосмотре». Согласно ему, авто моложе трех лет ГТО проходить вообще не будут. От трех до семи лет — являться на процедуру раз в два года, а осталные — ежегодно. И все это, конечно, хорошо, но я в принципе не верю страховым компаниям, ведь они, по моему глубокому убеждению, чаще думают о прибыли, нежели о проблемах простого человека. А ведь именно страховщики, по замыслу авторов законопроекта, станут курировать центры техосмотра.
— И в чем же тут опасность?
— Только в том, что стоимость ТО значительно вырастет — и при его официальном прохождении, и при «левых» схемах. И этого не скрывают ни авторы законопроекта, ни представители техцентров. Но только если они утверждают, что цена услуги подрастет на 1000-1500 рублей, то по моим расчетам — не менее, чем на 3000-4000.
— А как вы относитесь к очередному повышениею штрафов (за проезд на запрещающий сигнал светофора до 1000 рублей, пересечение стоп-линии — 800 рублей, выезд на перекресток, за которым образовался затор — 1000 рублей, игнорирование знака «Уступи дорогу» — 1000 рублей) в январе будущего года?
— Я останавлюсь на двух аспектах этого явно непопулярного у автомобилистов и их семей решения. Во-первых, ни одно усиление санкций никогда не приводило к искомым результатам. Когда детям нечего есть, мать ворует в магазине батон колбасы, не боясь тюрьмы. Во-вторых, не забывайте, что чем больший срок предусмотрен уголовным кодексом за кражу или грабеж, чем больше штраф за нарушение ПДД в кодексе административном, тем больше сумма взятки, чтобы уйти от ответственности. И получается, что тот, кто соблюдал Правила — тот и продолжает их соблюдать. А кто привык откупаться — будет это делать и впредь, развращая уже полицию возросшими суммами взяток. Но поскольку за ежегодными повышениями штрафов в Госдуме стоит мощное милицейское лобби, концу репрессий на дорогах в скором времени ожидать не приходится. Хотя бы потому, что других методов воздействия на дорожную ситуацию люди в погонах не видят и не признают. И еще обратите внимание на дату вступления в силу новых штрафов — 1 января 2012 года. То есть почти через месяц после выборов в Госдуму. Вероятно, и сами депутаты знают, насколько они не правы и отложили этот «подарок» электорату, чтобы благополочно пережить выборную гонку.
— Особняком стоит вопрос о дискриминации жителей обеих столиц, для которых в следующем году до умопомрчительных высот повышаются штрфы за неправильную парковку и остановку во втором ряду…
— Специалисты в области теории права и государства утверждают, что такой подход противоречит ст.19 Конституции РФ, согласно которой все граждане нашей страны равны перед законом, независимо от социального и материального положения, места жительства. Однако депутат Плигин и его сторонники утверждают, что дискриминации нет, мол, санкции распространяются не только на москвичей и санкт-петербуржцев, но и на всех россиян, приехавших в эти города.
— Ну и кому верить?
— На этот вопрос ответит Конституционный Суд РФ, заседание которого состоится, судя по всему, и после выборов в Госдуму, и после выборов президента страны. Насколько мне известно, материалы по этому поводу готовятся группой правозащитников.
— Итак, законодатель только ухудшает положение водителя, ни разу за последние несколько лет ни в чем не пойдя ему на встречу. Что, либерализации административного законодательства не предвидится? Будем и дальше лишь закручивать гайки?
— Предвидится. Скажем, депутат Госдумы Геннадий Гудков, насколько мне известно, подготовил большой законопроект, согласно которому должны быть ликвидированы нижние санкции по целому ряду статей КоАП РФ, и в первую очередь — «автомобильных». Причем в своем проекте Геннадий Владимирович опирается на точку зрения президента страны. Который совсем недавно предложил либерализовать УК РФ: нижние границы санкций по целому ряду статей ликвидированы. Например, за хищение закон раньше предусмотривал от трех до восьми лет заключения, а теперь — от нуля до восьми. Плюс альтернативные меры. А вот только одно из предложений Гудкова. Сегодня за выезд на «встречку» вас накажут лишением прав на срок от четырех до шести месяцев. А по законопроекту — штрафом или лишением на срок от нуля до шести месяцев. Удивляюсь, почему даже точка зрения главы государства — не указ для руководства ГИБДД и его лоббистов в парламенте.
— В последнее время много говорят о том, что введенное в стране правило так называемого нулевого промилле может быть несколько смягчено и водитель вновь сможет «возить с собой» 0,2-0,3 промилле, как того трбует ряд соответствующих международных конвенций. Как вы считаете, президент пойдет на уступки?
— Думаю, что речь надо вести не об «уступках» президента, а об объективном исследовании, освидетельствовании подозреваемого в пьянке водителя. Для этого, во-первых, необходимо запретить это делать инспекторам ГАИ на трассе. И, во-вторых, кардинально изменить инструкцию Минздравсоцразвития о процедуре. И записать в этом документе, что освидетельствование подозреваемого производится всестороннее и полное, то есть с анализами мочи, крови, с позой Ромберга и использованием других медицинских методик, хорошо известных наркологам. А не как сейчас — только по показаниям алкотестера. Тогда человека, который принял двадцать капель корвалола или просто имеет повышенный эндогенный фон, перестанут оформлять как в стельку пьяного.
— Новые столичные власти признали, что придуманная прежней администрацией города программа «Народный гараж», по сути, провалилась. И, вроде бы, теперь от сноса плоскостных гаражей и так называемых ракушек отказались. Однако редакция по-прежнему получает письма, свидетельствующие, что гаражная собственность все так же идет под снос без суда и следствия. Что можно противопоставить чиновничьему произволу?
— Мне доподлинно известно, что ни мэр Москвы Сергей Собянин, ни его заместитель по транспорту Николай Лямов таких распоряжений не отдавали и не отдают. Это самодеятельность районного уровня. Суд — дело долгое, а дворы нужно сдавать по программе благоустройства. Вот и самоуправствуют управы в погоне за отчетностью. Поэтому если нет судебного решения о сносе и судебного пристава с исполнительным листом в руке, можете смело оказывать сопротивление гастарбайтерам. На страже интересов автовладельцев стоят ст. 35 Конституции РФ (снос любого имущества — только по решению суда), ст.14 ГК РФ (самозащита гражданских прав) и ст. 37 УК РФ (необходимая оборона). Так что защита ваших прав в борьбе с чиновниками — наполовину в ваших руках.