Разгром

Лучше всех уходят от прямых ответов врачи и политики. На вполне конкретный вопрос: “Скажите, это конец?” — вариантов случается много: в диапазоне от медицинского “еще испробовано далеко не все” до политического “эти слухи не имеют оснований!”.

На прямой вопрос к “Mazda” по поводу ухода с американского континента фирма отвечала: “С чего вы взяли, это слухи, испробованы еще не все варианты”, совместив в одном букете массу оттенков профессиональных оправданий, взятых сразу и у врачей, и у политиков.

Америка — вполне обетованная земля для любого производителя любого товара. Что ни предложи американцам: от наркотиков и автомобилей до телевизоров и мобильных телефонов — все употребят. Внутренний рынок безграничен, клиенты есть на весь ценовой диапазон. А поскольку один из законов капитализма подталкивает производить товар поближе к рынку сбыта, открытие своего завода в Америке всегда считалось огромной удачей и во многом определяло стабильность.

Свечной заводик на мичиганщине “Mazda” смастерила самостоятельно еще в 1987 году. А немного пообжившись, пошла путем прочих японцев и придумала премиальную линейку больших и красивых машин специально для американцев, подсмотрев этот рецепт у “Honda” (Acura, 1986), “Toyota” (Lexus, 1989) и “Nissan” (Infiniti, 1989). Но в отличие от них не стала маскироваться и лишь добавила в название машин новое слово — Xedos (1992), оставшись в первую очередь именно “Mazda”.

А чтоб в Америке жилось спокойней и надежней, компания потихоньку начала дружить с “Ford”, обмениваться платформами, идеями и технологиями. И в 1992 году “Ford” осмелился на подселение и стал совладельцем предприятия на равных паях. Дела оживились, и к нынешнему кризису японцы подошли с отличными показателями, продавая в США до 200 000 машин ежегодно. Америка стала внешним рынком номер один и полностью оправдала высадку десанта, строительство укрепрайона, трансокеанский подвоз боеприпасов, контратаки, последу-ющее масштабное наступление, и в результате еще пару месяцев назад на вопрос о проигранной войне и бесславном конце завоеванного плацдарма “Mazda” отмахивалась, называя слухи беспочвенными.

А потом все стремительно накрылось медным тазом, и на официальном сайте фирмы появился некролог о бесславном окончании спецоперации в Америке, эвакуации подразделений и возвращении на родину. Завод “Mazda Motor Manufacturing Corporation” в городе Флэт-Рок, штат Мичиган, отошел к соседу по коммуналке и отныне займется выпуском только одной модели — Ford Mustang, что само по себе нецелесообразно и скорее всего приведет к закрытию предприятия.

По идее потеря завода не должна означать полного поражения. Но учитывая, что с мая 2010 по май 2011 года продажи автомобилей Mazda в Америке рухнули на 53%, составив вместо привычных 200 000 жалкие, омытые слезами 13 604 автомобиля, это полный разгром. Но там, где обыватель скажет: “Все, отмучилась бабка. Померла!” — врач и политик заявят, что испробованы еще не все варианты и время покажет…