Разметка: смерть неизбежна

Увы, нет, вместо двух отдельных бед мы, судя по всему, получим катастрофу вселенского масштаба. В России вот-вот вступит в силу новый ГОСТ, регламентирующий вид и расположение дорожной разметки.

По информации Общества защиты прав потребителей, положения нового стандарта разрешают дорожникам устанавливать пешеходные переходы на расстоянии 300 метров друг от друга (сейчас между ближайшими должно быть 120-150 метров). Кроме того, «зебры» можно будет убирать даже на перекрестках, исключая тем самым возможность перехода дороги в принципе.

Конечно, работавшие над документом эксперты преследовали благие цели, а именно – борьба с «пробками». Правда, одного они не учли – у отечественных пешеходов явные проблемы с дисциплиной. В принципе, их понять можно: на «права» подавляющее большинство из них не сдавало, а об элементарных требованиях ПДД знает исключительно из школьной программы. Но чаще всего, главная причина – наплевательское отношение к чужой, и что еще более странно, к собственной жизни. Люди, порой, не хотят пройти 30 метров до регулируемого перехода (!). Притом, наиболее злостными нарушителями тут почему-то являются… бабушки, которые дорогу обычно не переходят, а переползают. И в лучшем случае вместе с сумками, в худшем – с внуками, которые потом, вторя родительскому опыту, вытворяют то же самое, но в куда более неожиданных местах и на совсем других скоростях.

На втором месте в рейтинге – мамы с колясками. Сейчас, конечно, можно развести сентенции на тему того, что при нанесении разметки у нас никогда не учитываются интересы «маломобильных групп граждан», что некоторым людям пройти даже 10 метров тяжело, не то что 150. Но с другой стороны, причем тут водитель, вынужденный тормозить «в пол» и уворачиваться, дабы не размазать вышедшего на дорогу человека по асфальту. О его нервах кто-то подумал, в конце концов, у него в машине тоже может быть ребенок. Хотя кого и когда у нас волновали чувства и желания водителя?

Во что на практике превратилось повышение штрафов за непредоставление преимущества пешеходу – всем известно: только в Москве в каждом из округов наберется с десяток пешеходных переходов, где люди идут через проезжую часть сплошным потоком. Причем, порой, не реагируя ни на запрещающий сигнал светофора, ни на регулировщика. Впрочем, первый там есть, к сожалению, далеко не всегда, появление же второго – явление практически фантастическое. Зато машины ДПС в таких местах дежурят регулярно, но отнюдь не затем, чтобы каким-то образом примирить воюющие за отдельно взятый кусок асфальта потоки, а чтобы наказать нарушителей. Не пешеходов. С ними мороки много: то паспорт забыл, то по-русски плохо разговаривает, или просто торопится куда-то и опять же без документов… Зачем портить человеку день. Конечно, можно пойти на принцип, но тогда каждого второго, если не каждого первого нарушителя придется доставлять в ближайшее отделение «до выяснения личности», писать протокол опять же, а за это время десяток-другой более хлебных товарищей пройдет мимо. Водитель – клиент, как правило, более жирный, и с документами, как правило, порядок. Служивым потом можно лет двести доказывать, что просочиться сквозь непрерывный людской поток на машине можно только «не предоставив ему преимущество». А если, не дай бог, возмутиться на тему бездействия родной полиции, штраф тут же может быть увеличен, а само нарушение неожиданно переквалифицировано во что-нибудь более злостное. В старинной полицейской инструкции говорится: «даже в самом плохом человеке всегда можно найти что-нибудь хорошее». А потом попробуйте доказать все это в нашем неподкупном и справедливом.

Но вернемся к ГОСТу. Как ни странно он регламентирует не только расстояние между «зебрами», но и качество, и количество ям на дорожном полотне. Во всем цивилизованном мире дорога считается нормальной при их полном отсутствии, как только выбоины появляются, ее чинят. Россия же, похоже, становится единственной страной в мире, где асфальт нужно чинить сразу после того, как его уложили. Не верите? Проедьтесь по только что сданным участкам Краснопресненского проспекта. Покрытие там уже перекладывали три или четыре раза, но люки, как торчали на пять сантиметров над дорогой, так и торчат. Более свежий пример – верхний ярус развязки на пересечении МКАД и Новорижского шоссе. На свежем асфальте там трясет, как на стиральной доске, так что первые ямы появятся аккурат к ноябрьским заморозкам, когда дорожники в срочном порядке начнут залатывать дыры перед началом нормальных холодов.
А может и не начнут. У них же к этому моменту будет новый ГОСТ, согласно которому на дороге допускается наличие ям и выбоин, если они не больше полутора метров по периметру и не глубже 5 сантиметров. Ну казалось бы, что тут страшного: 5 сантиметров – габарит стандартного спичечного коробка. Вот только в документе ничего не сказано про края этих ям, если они достаточно острые, можете попрощаться с покрышкой. Такое сплошь и рядом происходит и сегодня, но вы хотя бы вправе предъявить претензии дорожникам. Деньги с них получить сложно, но все же можно. Тем более, что гаишники, как показывает практика, препятствий пострадавшему в таких случаях не чинят, напротив, описывают все до мельчайших подробностей. Так вот, после вступления ГОСТа в силу такого права у вас не будет. Уверен, что в 99% случаев ямы будут признаны «годными к эксплуатации». В крайнем случае, соответствующие службы буквально на следующий же день закатают «место преступления» сплошным слоем асфальта, дабы ни один эксперт, судебный или независимый, до доказательств не добрался.

Впрочем, это лишь надводная часть айсберга. Под водой – официальная статистика. Каждое пятое ДТП с пострадавшими в нашей стране происходит по причине ненадлежащего состояния дорожного полотна. Таким образом, на счету дорожников без малого 6000 человеческих жизней. Ежегодно. На город не тянет, но на крупный поселок – вполне. И даже если предположить, что две трети этих жертв приходится на период сезонного обострения, когда «ой, опять ночью снег пошел, убирать придется», как минимум, треть можно было спасти. Теперь шансов почти не осталось.