Зияющие высоты

Автопром всегда немного гигантский и в следствие размера тонет медленно, долго и неохотно. Стремительных разорений в наши дни не особо видно. О некоторых тенденциях мирового автостроения размышляет обозреватель радиостанции «Вести FM» Сергей АСЛАНЯН.

Наиболее громко и показательно ко дну отправились шведы. При этом «Volvo» и SAAB пошли и ко дну, и по рукам. «Volvo» долго, как стойкий оловянный солдатик, искала пристань, скреблась о французский берег в теперь уже забытом альянсе с «Renault», была подхвачена «Ford», потом, за ненадобностью, отдана китайцам. SAAB все еще барахтается и пузырится, коллекционируя спасательные круги.

Сопоставимо в подводное положение переходили всей страной англичане. Они не удержали на плаву ни одного популярного бренда, раздав по миру даже второй сорт, не говоря уже о «Rolls-Royce» с «Bentley», порванным на куски немецкими BMW и VW. «Jaguar» с «Land Rover» оптом, как не очень породистые щенки на Птичьем рынке, ушли одним лукошком к индийскому концерну «Таtа», и только «Rover» утонул окончательно и насмерть, придавленный для верности китайским надгробием и на месте его затопления сквозь километры водной глубины почти не читается искаженное имя «Roewi».

Американцы тоже никогда не жили спокойно и долго выигрывали за счет всемирной неосведомленности. Поэтому когда в 2001 году GM торпедировал свой бренд «Plymouth», предав имя забвению, мало кто понял, что случилось. А еще раньше – и об этом вообще мало кто помнит – вместо большой американской тройки существовала большая американская четверка. Четвертым был концерн «American Motors Corporation», владевший в числе прочего тем самым брендом «Jeep». Примечательно, что в 1979 году для прорыва на американский рынок французская «Renault» купила 22,5 % акций концерна и сделала тот самый Cherokee XJ, известный у нас под псевдонимом «кирпич». Потом обломки разбитого и тонущего концерна подхватил «Chrysler», сам несколько раз пытавшийся опуститься на дно в шлейфе масштабных пузырей, финансовых проблем и технических просчетов.

А еще когда-то собственная автомобильная промышленность была у Испании, о чем на волнах истории даже бликов не осталось.
И вот настала очередь Японии. Накрыло всех, за исключением «Nissan». Он начал пускать пузыри заблаговременно, но блистательно выплыл, поставив к штурвалу умницу Карлоса Гона, взяв в эскадру для прикрытия «Renault», а затем и «Samsung», в результате чего успел уйти из-под удара в тихие воды. А вот «Mitsubishi» еле барахталась последние 10 лет, но теперь дала течь, признавшись, что Россия стала для нее экспортным рынком №1, хотя количество продаваемых автомобилей и скорость погружения в пучину (падение продаж в России по итогам 2010 года составило -59.2%) дают основания полагать, что теперь это уже не гордый фрегат, а подводная лодка, стремительно уходящая на дно. «Mazda» выронила из ослабевших рук американский спасательный круг, всплакнув об уходе с родного завода в штате Мичиган. «Toyota» и так получила несколько торпед под ватерлинию все от тех же американцев, не разобравшихся с педалью тормоза, и оштрафовавших за это японцев. «Suzuki», выпавшая с борта авианосца GM, увидела яркий свет маяка VW и усиленно гребет к немецкому берегу. Гордая, но чахлая «Subaru», то же внезапно уплывшая из-под спасительного GM, цепляется за соломинку «Toyota»… Еще поблизости от места гибели японской эскадры старательно барахтаются всякие «Daihatsu», оплакивает судьбу мужественная «Honda».

Но, в отличие от европейцев и американцев, японцы выплывут. При чем, как лягушка в молоке, интенсивно борясь за существование, получив в качестве бонуса еще и сливочное масло.