Российский коммтранс молодеет

Как средний и малый бизнес считаются основой экономики, так и легкие коммерческие авто (LCV) составляют большую часть парка «машин для зарабатывания денег» в любой стране.

Если по структуре бизнеса Россия от развитых стран, мягко говоря, отличается, то с точки зрения коммтранса мы явно «в струе». На днях этот факт подтвердило агентство «Автостат», опубликовав свой отчет под названием «Структура и прогноз парка коммерческих автомобилей».

По данным аналитиков агентства, на 1 января 2011 года парк коммерческой техники в нашей стране насчитывал: 7,34 миллиона единиц. Около половины (48,2%) парка составляют легкие коммерческие автомобили (3,54 миллиона штук), чуть меньший (46,7%) объем приходится на грузовики (3,43 миллиона). Оставшиеся 5,1% принадлежат автобусам, что в соответствует 370 000 штук.
Выяснилось, что возрастная структура каждой из названых групп имеет вполне отличительные особенности. Так, самый молодой парк в стране у LCV. Среди них насчитывается лишь менее половины (44,7%) машин, чей возраст перевалил за 12 лет. В автобусном сегменте этот показатель немного выше (51,4%), а грузовики обладают самым старым парком – 74,5%.

Кроме того, среди легких коммерческих автомобилей зафиксирована самая внушительная доля иномарок – практически каждый третий (34,4%). Среди автобусов к «иностранцам» относится лишь каждый пятый (19,4%), а в сегменте грузовиков и того меньше – каждый восьмой (12,2%).

Расклад по маркам парка коммерческой техники показывает, что тут лидерство безусловно принадлежит отечественным маркам. Среди представителей LCV наиболее популярны «ГАЗ», «УАЗ». У грузовиков лидирует тот же «ГАЗ» вместе с «КамАЗом» и «ЗиЛом».
Достаточно показательна региональная структура парка российского парка LCV иностранных марок. Всего их в нашей стране насчитывается около 1,22 миллионов. Но насыщенность парка легких коммерческих авто иномарками сильно зависит от конкретного региона. Так, наибольшее количество автомобилей иностранного производства оказалось сосредоточено в Дальневосточном федеральном округе. Здесь их зарегистрировано 371,2 тысячи штук, или более 30% от всего парка зарубежных LCV в стране.
Лидерство Дальнего Востока объясняется географической близостью к Японии, откуда в нашу страну на протяжении многих лет был импортирован серьезный объем подержанных авто. В их числе немалая доля пришлась на микроавтобусы и небольшие грузовички с правым расположением руля. Именно они и составляют основу парка LCV в ДФО.

Второе место по количеству представленных в парке иномарок занимает Центральный округ, в котором числится примерно каждый пятый автомобиль, или 262,4 тысячи единиц. При этом наибольшее их количество приходится на Москву и Подмосковье, что вполне объяснимо привлекательностью этого региона для развития бизнеса. Замыкает тройку лидеров Сибирский ФО, где зарегистрирован почти каждый шестой автомобиль – 205,7 тысячи. Здесь, как и на Дальнем Востоке, осело немалое количество праворульной техники из Японии. В Северо-Западном ФО сосредоточено 163,6 тысячи машин, а в каждом из оставшихся неупомянутыми округов этот показатель не дотягивает даже до 100-тысячной отметки. Минимальная концентрация иностранных LCV в парке зафиксирована в СКФО, доля которого в соответствующей графе статистики составляет менее 2%, всего около 20 тысяч автомобилей.

Эксперты агентства предсказывают, что парк легкой коммерческой техники в России будет расти весьма быстрыми темпами. Сейчас рынок LCV в нашей стране измеряется сотнями тысяч новых машин. За счет этого фактора средний возраст автомобилей в нашем парке невысок. Списание происходит за счет грузовичков, фургонов и микроавтобусов, выпущенных еще в советский период. К началу 2016 года парк LCV составит 4,5 миллиона автомобилей, увеличившись на 27% по отношению к 2010 году.