Америка учится экономить бензин

История любит повторяться, это факт. В очередной раз эту истину подтвердили исследования аналитической компании «IHS Automotive». Ее эксперты выяснили, что с 2005 по 2011 год доля автомобилей с четырехцилиндровыми моторами на американском рынке выросла в 1,5 раза.

На долю шести- и восьмицилиндровых двигателей в первом полугодии 2011 года пришлось 37 и 18% рынка соответственно. В 2005 году самым популярным двигателем в США был шестицилиндровый мотор. Двигателями такого типа оснащались 43% всех проданных тогда машин, а V-образная «восьмерка» устанавливался под капотом почти 33% авто.
Однако уже в 2009 году предпочтения американцев стали смещаться в сторону более экономичных четырехцилиндровых двигателей. Эксперты объясняют это ростом цен на топливо, который заставляет американцев покупать машины с более экономичным двигателем. Интересно, как бы отреагировал средний американец, если бы бензин в какой-нибудь Алабаме дорожал такими же темпами, как и в России? Пересел бы на скутер или устроил вооруженный бунт?
Но вернемся к исследованию. Согласно ему, за первое полугодие 2011 года продажи компактных и среднегабаритных автомобилей в США составили 44% процента (против 36% в 2005) от общего количества проданных машин.
Известно, что автопроизводители все уменьшают и уменьшают объем моторов своих новых моделей авто ради соответствия экологическим стандартам США, которые должны вступят в силу в 2016 году. Согласно этим правилам, уровень потребления топлива должен быть снижен на 40%, а выбросы в атмосферу вредных веществ – на 30%.
Согласно подсчетам экспертов Национальной администрации безопасности дорожного движения США (NHTSA), к 2016 году машины должны будут потреблять, в среднем, 6,2 литра топлива на сто километров пробега, а внедорожники, пикапы и минивэны – не более 8,1 литра.
Любопытно, что проблемы с бензином уже пересаживали в массовом порядке не только американцев, но и весь западный мир на малолитражки. Правда, тогда, в 70-х годах прошлого века, это ощущалось куда более жестким образом нежели сейчас.
До начала 70-х годов в нефтяной промышленности мира господствовал Международный нефтяной картель, в котором доминировали нефтяные монополии США. В 1972 на долю картеля приходилось около 50% добычи нефти всех капиталистических стран; он контролировал 85—90% экспорта нефти из развивающихся стран. Картель получал гигантские прибыли за счет разницы между монопольно низкими закупочными ценами на нефть у развивающихся стран-экспортеров, и сравнительно высокими ценами на нефтепродукты в странах-потребителях черного золота. В какой-то момент нефтедобывающим странам такое положение вещей надоело и они создали в 1960 году Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК). К началу 70-х годов ОПЕК набрала силу. Детонатором энергетического кризиса послужила четвертая арабо-израильская война. 13 октября 1973 года министры нефти арабских стран собрались в Кувейте и решили решили каждый месяц сокращать добычу нефти на 5% до тех пор, пока израильские войска не будут полностью выведены с захваченных территорий. На практике же Саудовская Аравия и Кувейт сразу уменьшили добычу нефти более чем на 10%. Уже 20-22 октября арабские страны одна за другой объявили о полном прекращении поставок нефти США, которые поставлял Израилю оружием.
Добыча жидкого горючего в арабских странах уменьшилась почти на треть. Они ввели эмбарго также на поставки сырья тем нефтеперерабатывающим заводам, которые экспортировали нефтепродукты в США или продавали их американскому ВМФ. Чтобы не поссориться с арабами, Западная Европа практически прекратила вывоз нефтепродуктов в США, в том числе и тех, которые вырабатываются не из арабского сырья. В течение следующего года цена на нефть поднялась с $3 до $12 за баррель.
Именно тогда да «автомобильная Америка» поняла, что счастье, скорее всего, кроется в дешевом бензине и узнала о существовании такой идиомы как «топливная экономичность». А у США появилась масса «национальных интересов» везде, где есть хоть слабый намек на запах нефти.