КамАЗ против «Евро-4»

Только очень маленькие мальчики советского детства мечтали стать водителями больших грузовиков. Сейчас даже в песочнице дети как-то сориентированы на жизнь взрослых и то деньги делят, то машинки покупают-продают, то тихо рейдерствуют.

Свой первый и единственный грузовик завод в Набережных Челнах начал выпускать в 1976 году. И делает его до сих пор. Мир ушел вперед с невероятным отрывом и даже скрылся за горизонтом, а КамАЗ все тот же. Для отвода глаз создана иллюзия обширного модельного ряда, неустанной модернизации, даже есть легенда про Дакар, а вот машина все та же. Старая, невыносимая, с жуткой кабиной, чудовищной коробкой передач, дряхлым мотором, плохими мостами и невероятно низким качеством. Но ведь по телевизору показывают красоту спортивных ралли-рейдов, изредка мелькают десантники на армейском аналоге, еще бывает увлекательная реклама про мотор Cummins и коробку ZF… И даже не верится, что все так плохо.

Но сам завод про себя правду знает. И как бы ни старалось правительство сосватать ему в партнеры «Mercedes», подкинуть денег, простить долги, все равно ничего не получается. А тут еще техрегламент на пороге со своим требованием выпускать автомобили только по классу «Евро-4». Его бы отменить! Всего лишь бумажка, а сколько от нее неприятностей.

И тогда КамАЗ пошел верной дорогой и вслух помечтал о другой, более весомой и полезной бумажке. Гендиректор предприятия Сергей Когогин обратился к главе Минпромторга Виктору Христенко с предложением внести изменения в технический регламент, запрещающий с 1 января 2012 года производить в России автомобили класса ниже «Евро-4». Чтоб красиво выглядеть, было найдено несоответствие в разных бумажках весомого уровня и в целях гармонизации техрегламента с европейскими нормами, предлагается считать КамАЗы «автомобильной техникой повышенной проходимости», благо она попадает в льготный разряд тех, кому полагается чадить моторами экологическим классом пониже. Сам Когогин полагает, что проблема не в том, что у него завод не может осилить нормальный автомобиль, а лишь в «терминологическом несоответствии», которое необходимо устранить.

Для большего веса г-н Когогин написал челобитную как председатель совета «Объединения автопроизводителей России», куда входит и группа ГАЗ. И тут же получил вежливое письмо от коллеги – президента группы ГАЗ Бо Андерсена, который потратил $300 миллионов долларов на строительство завода двигателей, соответствующих стандарту «Евро-4», и сообщил, что группа ГАЗ «категорически не поддерживает любые инициативы, нацеленные на перенос сроков введения экологических норм «Евро-4».

На самом деле выход есть. Надо еще раз поднатужиться всей страной, как это было с «АвтоВАЗом», заманить богатого иностранца и сдать ему КамАЗ целиком, чтоб он сам избавил нас от этих автомобилей и попутно придумал выпускать что-нибудь полезное. Кстати, если спасемся от КамАЗа, может и дети начнут в песочнице не только деньги делить, но и о грузовиках мечтать.