Срочно требуются инженеры

BMW и «Porsche» предсказывают рекордные продажи своей продукции в этом году, и начали «охоту на инженеров», без которых им не удастся выпустить нужное количество автомобилей, сообщат экономическое информагентство Блумберг.

По данным Германской ассоциации инженеров старение инженерно-технического персонала и снижение числа поступающих в средние и высшие учебные заведения на технические специальности привели к тому, что средняя зарплата таких специалистов достигла рекордного уровня в 77 тысяч евро.

BMW намерено нанять 800 специалистов для завода в Лейпциге в рамках инвестиционного плана в 400 млн евро, направляемых на расширение производства электромобилей мини i3 и суперкара i8. «Porsche» набирает 1000 специалистов для предприятия, расположенного в 17 км от завода BMW, на котором будет выпускаться новый компактный SUV Cajun. И эти планы двух брендов под угрозой: «Еще два года назад мы едва ли могли бы услышать о компаниях, которые конкурируют друг с другом в поисках опытных инженеров, - говорит мэр Лейпцига Буркхард.- Теперь же нехватка технических специалистов становится проблемой».

По мнению экспертов, нехватка технических кадров снижает конкурентоспособность BMW, «Porsche», «Volkswagen» и «Daimler» по мере того, как они расширяют деятельность по производству электромобилей. Сейчас треть крупных германских компаний испытывают трудности в наборе опытных технических кадров.

Нужда в новых талантах лишь усилится по мере того, как BMW, «Audi» (принадлежащая VW), Mercedes-Benz (входящая в «Daimler») продолжат борьбу за лидирующее положение в сегменте люксовых авто. Нынешний лидер BMW планирует поднять производство авто премиум-класса с нынешних 1,6 до 2 млн в 2020 году. «Audi» и «Mercedes» не намерены уступать в ближайшие годы баварцам в это сегменте, тем более, что нынешний год по продажам, как ожидают, будет для них рекордным.

Германские автопроизводители рассматривают в качестве контрмеры наем иностранных специалистов из стран с развивающими рынкам, таких как Китай и Индия. Кроме этого, они сотрудничают с немецкими и иностранными университетами и расширяют курсы по переподготовке собственных кадров. Ян Ассман, студент немецкого технического университета в Бохуме, потратил всего две недели и послал свое резюме всего в два места, после чего получил предложение на 40 тысяч евро в месяц.

«Porsche», который планирует открыть более 3000 рабочих мест в ближайшие в три года с тем, чтобы к 2018 года удвоить производство автомобилей до 200 тысяч в год, намерен нанять 130 иностранцев на должности инженеров-маркетологов, электронщиков и механиков для завода в Лейпциге, расположенном на территории бывшей советской военной базы. BMW в плане борьбы с дефицитом технических кадров финансирует программы по подготовке бакалавров в технических колледжах в Ингольштадте и Деггендорфе, а так же сотрудничает с Техническим университетом Мюнхена и Университетом Клемсон в Южной Каролине (США), помимо этого на заводе ежемесячно проходят переподготовку с повышением зарплаты по специальности «электромобили» 150 рабочих. «Daimler» переманивает молодых инженеров долгосрочными контрактами, гарантирующими высокие оклады и социальные пакеты. Мэрия Лейпцига ведет переговоры с местным техническим университетом о финансировании ускоренной подготовке инженеров для крупных предприятий региона.

В последнее время руководство РФ публично сетует на нехватку в стране квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров, в том числе и в космической отрасли. Однако, ни бизнес, ни государство, ни местные администрации не высказывают желание вложится в их подготовку. Немецкий подход, наверное, в этом плане поучителен, без этого модернизация останется лишь словопрением.