Гонщики на вырост

Первая в России детская академия по шоссейно-кольцевым мотогонкам начала набор учеников: в гонщики принимают дошколят, и уже через пару лет легендарный тренер СССР Борис Юдин обещает мотоциклистам международные победы.

В спортивном сообществе уверены, что событие произведет переворот в российском мотоспорте, где серьезных игроков сейчас почти нет.

Мотошкола по шоссейно-кольцевым мотогонкам для детей от 6 до 16 лет открылась в подмосковном Подольске на базе автодрома «Лидер». Теперь два раза в неделю сюда приезжает 14-кратный чемпион СССР, член комиссии по кольцевым гонкам МФР Борис Юдин и трое учеников: сейчас у них нет громких титулов, но тренер обещает это исправить.

«Я выступил с инициативой в Мотоциклетной федерации России, и меня поддержали, причем не словом, а делом: купили в Великобритании для детей 10 мотоциклов, — рассказывает тренер. — Почему я в это ввязался? Во-первых, у нас сейчас появилось большое количество новых треков в Нижнем Новгороде, в Казани и превосходная трасса на Рижском шоссе, которую проектировал сам Герман Тильке, проектировщик практически всех международных трасс. С другой стороны, сейчас у нас совсем нет хороших спортсменов международного уровня. Российский мотоспорт опирается на уличных гонщиков, у них есть желание, но нет школы, к тому же в основном это взрослые ребята. А мировые кольцевые мотогонки сильно помолодели: чемпиону мира в классе GP125 Марку Маркесу всего 17 лет. Ему даже на пьедестале вместо шампанского пепси-колу вручали! И это тенденция, понимаете. В Европе развиты детские школы, там мальчишки 11–14 лет уже участвуют в детских соревнованиях, гоняются так, что на них интереснее смотреть, чем на взрослых. У нас же туда просто некого послать. А потом эти мальчишки подрастают и выигрывают во взрослых соревнованиях, а мы нет. Так что ставки нужно делать только вот на таких мальцов».

«Мальцам» — первым ученикам Юдина — Славе и Семе Куликовым сейчас 7 и 9 лет. «Слава у нас год бредил и просил мотоцикл, — говорит папа Дмитрий Куликов. — В конце концов купили ему маленький кроссовый — ездить под присмотром. А он, пока мы с женой в гостях были, взял и удрал на нем в магазин, да еще и друга сзади посадил. Представляете? Семь лет ребенку!». Славу и Сему Борис Юдин заметил на автодроме. По словам родителей, братья или все делают вместе или не делают ничего. В этот раз они по очереди катались на кроссовом мотоцикле. «Тренер как увидел, так и зацепился: отдай и отдай, — вспоминает Дмитрий. — Вывел пит-байк, Славка сел — ноги болтаются, до земли не достают — и умчал. Тренер, надо сказать, просто в шоке был». Это потом Куликовым опустили сиденья, чтобы было удобнее, в первый раз не успели. Мальчики сейчас изучают траекторию трека: как прицепленные, ездят на своих маленьких байках за чемпионом СССР, повторяют движения. Юдин жестами показывает контрольные точки входа в поворот и как из него выйти и часто оглядывается. Со стороны тренировка выглядит ужасно трогательно и напоминает плавание утки с утятами. Но на самом деле это, конечно, рождаются новый российский мотоспорт и его новые чемпионы. «Тренер упертый, обещает уже через год на соревнования везти, — рассказывает Дмитрий Куликов. — Я не знаю, получатся ли из них спортсмены, гонщик это все-таки не профессия, а хобби, пусть лучше английский учат». «Только спортсмены, только классные гонщики! Получатся, я уже вижу! Из младшего точно!» — перебивает папу «упертый тренер». Слава действительно гонки обожает и уже хочет на соревнования. «Главное — это почувствовать кайф во время быстрой езды, когда кажется, что летишь по пустой дороге», — говорит мальчик.

В мотошколе есть еще одна ученица — Алена Гулимова. Ей 19, и по возрасту она вроде бы не подходит, зато подходит по возможностям: рекордные результаты девушка показала уже в первый сезон. «Очень интересная девочка с очень интересными способностями» — так ее называет тренер Валерий Яськов. Начав обучение в 18 лет с нуля, Алена сразу выиграла Кубок лидера, проехав трек за 59 секунд. Рекорд трека, который поставил Максим Аверкин, — 54 секунды. «Я очень хотела мотоцикл, но папа сказал, что купит только тогда, когда я пройду обучение. Ну я прошла, он и купил. Два: один для гонок, второй для города», — говорит Алена. Тут же катаются и другие ребята на спортбайках. В городе они почти не ездят — неудобно, с мотоциклистами из каких-нибудь «Ночных волков» не тусуются: скучно. «Ну о чем с ними говорить? «Чё, куда поедем бухать?» — недоумевает Наталья Понкратова, призер Кубка лидера. Ребята мотаются на треке, а Алена уже хочет на международные соревнования, потому что на российских надоело. Борис Юдин, надо думать, скоро все организует.

Пока запчасти для остальных восьми пит-байков застряли на таможне. Тренеры называют это «нормальным рабочим процессом», и когда все мотоциклы будут в боевой готовности, наберут полную группу. Причем не только в Подольске: мотошколы МФР собирается открыть при всех новых кольцах в России.

В спортивном сообществе на детские мотошколы возлагают серьезные надежды. «Это, безусловно, огромный скачок в развитии российских шоссейно-кольцевых мотогонок, тем более что за дело взялся такой профессионал. Юдин сейчас просто номер один в этом виде спорта, ему нет равных. У ЦСК в Союзе всегда была самая мощная школа — он как раз оттуда», — рассказал «МК» тринадцатикратный чемпион СССР по картингу Олег Трегубов. С ним согласен и мастер спорта международного класса по шоссейно-кольцевым мотогонкам и ученик Бориса Юдина Александр Московка: «Знаете, у нас такая большая страна и совсем нет хороших спортсменов в кольцевых мотогонках. Такой тренер, как Юдин, и маленькие спортсмены обязательно восполнят этот пробел. Думаю, совсем скоро все у нас будет хорошо».