Инфляция в зеркале ГАИ

Экономист Михаил Делягин на днях сообщил: за пять лет инфляция в России составила 240%. Это не сильно соотносится с официальными данными, которые даже в сумме выглядят на порядок скромнее. Зато как радуют инфляционные последствия во взаимоотношениях с ГАИ!

Самый очевидный результат, констатирует обозреватель радиостанции «Вести FM» Сергей АСЛАНЯН, – ушедшие с дороги полицейские с примитивными радарами советской эпохи «Барьер» и «Сокол». При столь высокой инфляции ГАИ стало невыгодно ловить за превышение на 20 км/ч, на 40 км/ч и даже на 60 км/ч. Сейчас уж если ловят, то сразу в расчете на лишение, то есть за превышение скоростного режима более чем на 60 км/ч. А все потому, что для столь меркантильно ориентированной категории госслужащих, как придорожные полицаи, штраф в 1500 рублей даже подбирать с асфальта не имеет смысла. Нужен мотив минимум на 2500 рублей, а лучше — угроза лишения, тогда можно получить сразу много, с опережением инфляции.

Об инфляции, лишающей мотива, проболтались и судебные приставы. Их руководитель сообщил, что взимание штрафа на сумм, меньше 300 рублей — нерентабельно. Ему без разницы юридический постулат всей нашей правовой системы о неотвратимости наказания. Ему важен заработок. А при столь ничтожной сумме взыскания конверт и марка стоят дороже, следовательно, нет смысла исполнять закон.

Вслед за штрафами выросли цены на остальные услуги ГАИ. Справка об аварии подорожала в три раза. Не потому, что ее стало сложней добывать или в ее рисовании обнаружился дополнительный риск. Лишь потому, что кабинетный инспектор, а чаще всего это именно его епархия, ради 1000 рублей не считает нужным даже шевелиться. Невыгодно. За такие деньги проще, дешевле и безопасней служить Родине по закону и за зарплату. А торговать Родиной – начиная с утроения дохода.

Большая инфляция в целом положительно отразилась на дорожной ситуации. Инспекторы стали реже придираться по мелочам. За незначительное нарушение теперь все чаще отпускают. Случайно попавшийся водитель отнимет слишком много времени оформлением протокола, итогом которого будет доход в пользу государства, либо вялая взятка смехотворного размера. Проще нахмуриться на одну минуту, строго обозначить тяжесть содеянного и отпустить с миром.

По этой же причине – низкой рентабельности и высокой инфляции – ГАИ так часто отворачивается от ДТП. Мелкие аварии портят статистику и не сулят денег. Скромный удар в задний бампер милиционер, уж если ему не повезло оказаться рядом, предлагает сторонам урегулировать миром. Обоим водителям проще разбираться без участия ОСАГО, поскольку страховые компании в последнее время утратили чувство реальности — и по причине собственной неконтролируемой жадности и по причине инфляции — и отомстят подлым тарифом на следующий год. А инспектору это ДТП гарантирует лишь полтора часа бесплатно потраченного на государство времени.

Есть шанс, что скоро инспекторы потеряют интерес ко всем недоходным нарушениям и займутся лишь пьянкой и встречкой, оставив страну в покое. Чем увлекательней цифру вычислит Михаил Делягин, тем легче станет жить и ездить.