Дублируй, не дублируй все равно получишь...

И на раннем этапе личностного становления нынешних идеологов спасения столицы от транспортных проблем периодически заносило в область фэнтези, но в последнее время подаваемые ими сигналы все явственнее напоминают клинические симптомы.

На этот раз имидж плюющего на мирские реалии мечтателя в очередной раз продемонстрировал заместитель мэра Москвы по вопросам строительства Марат Хуснуллин, высказавшись по поводу будущего так называемых вылетных магистралей. В этом месте просто невозможно не отвлечься и не вспомнить творчество гениального для своего времени поэта-коньюктурщика Владимира Маяковского с его мантрой «здесь будет город-сад». Видимо, именно это стихотворение ежедневно перечитывают творцы московского транспортного будущего, рисуя пожекты один другого смелее. Итак, что же предлагает тов. Хуснуллин? В общем, нам грозит еще одна чудовищная дорожная перестройка. На этот раз ее жертвой падут параллельные вылетным магистралям кварталы города. Параллельно каждому шоссе и проспекту власти намерены построить трассу-дублер для наземного общественного транспорта. По их логике, по выделенным полосам магистралей должны будут с ветерком мчаться полупустые автобусы- и троллейбусы-экспрессы, без остановок доставляющие редких пассажиров от МКАД в район ТТК или Садового кольца и обратно. А все остальные люди, со всеми остановками, должны будут перемещаться по параллельным дублерам. Хуснуллин говорит, что у китайцев в Пекине этот фокус удался. Правда, не уточняет, что улично-дорожная сеть в столице КНР имеет принципиально иное строение, нежели в Москве: если у нас она, фигурально выражаясь представляет собой «солнышко с лучами», то там – «листок бумаги в клеточку». Уже по одной только этой причине нельзя тупо перекладывать тамошний опыт на отечественные суглинки. Но есть и более предметные сомнения в эффективности идеи «автобусных дублеров». Во первых, возникает вопрос как именно их будут организовывать? Прокладывать новые улицы прямо через сложившуюся застройку, без зазрения совести снося жилые здания, офисные центры, еще сохранившиеся кое-где промзоны, оттяпывая солидные куски площади у парков? В таком случае «город сад» мы получим ой как не скоро. Чтобы в обозримом будущем профинансировать расселение жителей, компенсации всевозможным собственникам, перенос коммуникаций, строительство (во многих, кстати, местах) всевозможных эстакад и тоннелей и прочей подобной деятельности никакого городского бюджета не хватит. Если же власти намерены обойтись «оптимизацией» уже имеющейся дорожной сети, то пользы от этого все равно особой не будет – маршруты и остановки общественного транспорт там и так везде имеет место быть и становится совершенно непонятно, о чем Марат Хуснуллин вообще говорит.

Но, допустим! Допустим, так или иначе параллельно 19 вылетным магистралям проложены 19 автобусно-троллейбусных дублеров. Вопрос: по ним будет разрешено движение простых смертных на машинах? Если нет, то эти «дублеры», фактически, превратятся в 19 почти непреодолимых для наземного транспорта «мембран», искусственно изолирующих сектора города друг от друга. О каком улучшении транспортной ситуации в городе мы в таком случае можем говорить?! Если же по этим новоявленным «дублерам» смогут двигаться и машины, то и это особой радости ни автовладельцам, ни любителям наземного транспорта не принесет. Да, выехать, скажем, из центра для многих станет легче. Но, так или иначе, поток машин все равно упрется в МКАД! Уже на дальних подступах к кольцевой дороге движение будет неизбежно «затыкаться». И потому, сколько ни построй дублеров городских магистралей, а пропускная способность существующих развязок на МКАД и загородных шоссе в ближайшем Подмосковье в обозримом будущем существенно не повысится. Соответственно, и результатов особых не будет.

Вообще, большинство пробок на выезде из города вызваны именно этим фактом, и именно состояние развязок МКАД и дорог ближайшего «замкадья» должен был бы привлечь первоочередное внимание транспортных «спасителей столицы». Но их внимание сфокусировано, почему-то на одном только общественном транспорте. В результате их деятельность фактически только усугубляют сложившуюся ситуацию. Одно только выделение полос под общественный транспорт «отъело» у столичных дорог от 20 до 30% пропускной способности. А что будет дальше даже предполагать не хочется...