Бездорожье навсегда

Пока финансами страны заведовал министр Кудрин, денег на войну не было, зато находились деньги на дороги. Теперь все иначе. Сколько миллиардов погибнет в обороне – военная тайна. А с деньгами на асфальт ясность наступила.

Все кудринские годы ассигнования на строительство трасс и магистралей только увеличивались. И хотя их в стране от этого больше не становилось, а недоремонт полотна уже составил 80 лет, тем не менее затраты становились весомой частью бюджета и даже находили отклик в ВВП. В 2005 на дороги ушло 1,5% ВВП — 312,8 миллиардов рублей. В 2006 — 1,2% ВВП или 329,7 миллиардов рублей, в 2007-м — 1,3% ВВП и 367 миллиардов, в 2008 — 1,6%ВВП и 393,2 миллиарда, в 2009-м — 1,5% ВВП и 422,6 миллиарда, в 2010-м — 1,4% ВВП и 452,9 миллиарда рублей. Мы на эти деньги как раз закончили главный долгострой века – трассу «Амур» на участке Чита – Хабаровск. На нынешний год другой ВВП – Владимир Владимирович Путин – озвучил затраты в 740 миллиардов рублей, хотя никаких особо полезных дорог в стране не строится, если не считать сочинских манипуляций, все больше напоминающих махинации.

Но вот не стало Кудрина и временно исполняющий его обязанности Силуанов резко снизив планку, рассказал, что впервые за пятилетку денег на дороги страны будет потрачено по минимуму. В 2012 году в асфальт закатают смехотворные 212,3 млрд рублей, а в обозримом будущем рублевый дождь и подавно отменяется. Максимум накроет дорожников в 2014 году, когда им выдадут всего 235 миллиардов. При этом эксперты утверждают, что если мы будем себя позволять затраты меньше 5% ВВП, то через 10 лет из-за недоразвитости дорог будем всей страной терять по 12% ВВП ежегодно.

И вот что интересно. Получается, что при Кудрине воровали, а при Силуанове перестанут? Как врут очевидцы, именно в дорожной сфере откаты установили мировой рекорд, подпрыгнув до 400%. К примеру, строительство единственного километра Четвертого транспортного кольца в Москве обошлось в 630 миллионов долларов, то есть больше полумиллиарда. А образцово-показательная нанодорога в Сколково стоила по 5 миллиардов рублей за один километр и развалилась в одну зиму. И теперь у нас станет, как в Европе? Вместо воровства — хороший асфальт? Вряд ли… Качество дороги никак не регулируется из кабинета министра финансов.

И еще вопрос. Премьер не так давно, правда, еще при действующем Кудрине, обещал на дорогах не жадничать и закатывать в асфальт в ближайшие 8 лет по одному триллиону рублей в год. Произошло это после того, как Росавтодор поделился планами привязать отрезанные бездорожьем населенные пункты к асфальту за ближайшие 260 лет.

Получается, что Силуанов обещанных премьером денег не даст. Выходит, что и дорог не будет. Правда, попутно станет меньше зарубежной недвижимости и уголовных дел, но лучше б все-таки стало побольше дорог.