Курс – на ВТО

Почему мы до сих пор не в ВТО? Одна из главных проблем, мешавших нам вступить в эту организацию, был действующий в России с 2005 года режим «промсборки» автомобилей. Он позволяет автоконцернам ввозить в страну комплектующие по нулевым или сниженным таможенным пошлинам.

И вот свершилось! На днях в Женеве был одобрен протокол о присоединении России к ВТО, а само вступление России в организацию, скорее всего, произойдет на министерской конференции 15-17 декабря.

Как сообщает газета «Коммерсант», дискуссия шла по трем основным вопросам – срокам действия соглашений, подписанных в этом году, требуемому Россией уровню локализации (доля компонентов российского производства) и судьбе старых соглашений о «промсборке», подписанных до 1 января 2009 года. В конце декабря Россия серьезно ужесточила условия режима «промсборки», и уровень локализации вырос с 30% до 60%, хотя должен достигаться поэтапно. Был и ряд других новых условий, но выполнение их нормам организации не противоречит. Либеральные старые соглашения о промсборке действуют в среднем до 2015-2016 годов. Новые должны были действовать до 2020 года.

Евросоюз требовал сократить сроки новых соглашений до 2016 года и существенно снизить процент локализации по ним, а старые соглашения, наоборот, продлить до срока действия новых соглашений. По срокам старых соглашений, финального решения нет, но зафиксировано, что Россия «рассмотрит возможность» их продления еще на два года, то есть в среднем до 2018 года. По новым соглашениям срок действия таможенных льгот сокращен – также до 2018 года. Однако иностранные концерны не понесут дополнительных затрат.

Как рассказал источник в одном из профильных министерств, затраты производителей на оплату пошлин будут компенсироваться из бюджета. Глава российской делегации на переговорах по ВТО Максим Медведков сообщил, что «пока механизм компенсации окончательно не определен», но «вариант субсидий производителям – один из возможных». По словам источников, в 2012-2020 годах режим «промсборки» поможет иностранным автоконцернам сэкономить 5,14 млрд. долларов, что «в целом соответствует их заявленным инвестициям в проекты в России».

Требование по локализации производства на уровне 60% формально сохранено, однако реально она ограничена почти прежним уровнем. Суть в том, что в рамках нового режима «промсборки» формула оценки уровня локализации стала гораздо более гибкой. Если в прежних условиях речь шла о 30% от стоимости всех компонентов автомобиля, то в новом – о 60% от его фактической цены на складе (ex works) с учетом НДС и прочих налогов, которые уплачивает автопроизводитель. Таким образом, производитель может достигать необходимого уровня локализации с помощью учета различных затрат – включая стоимость технологий и патентов, услуг, накладных расходов, рекламы, а также уплаченные налоги. В договоренностях по ВТО зафиксировано, что доля российских комплектующих не должна превысить 35% от общей их стоимости, то есть вырастет всего на 5 п. п. по отношению к старым условиям. Второй возможный ограничитель, также оговоренный, – 25% от цены автомобиля ex works. Г-н Медведков подтвердил эту информацию, уточнив, что из двух критериев «будет применяться тот, который более жесткий».