Дубрава, без которой нам жить

Издевкой над общественным мнением стала комплексная лесоводческо-экологическая оценка состояния Химкинской дубравы, проведенная по инициативе «Комитета по общественному экологическому контролю над проектами госкомпании «Автодор».

Этот комитет родился в недрах госкорпорации после скандала с Химкинским лесом, вырубку которого в связи со строительством скоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург дорожники начали, не проведя ни одной экспертизы, вопреки протестам местных жителей. Как известно, работы не прекратились (а только были приостановлены) даже после вмешательства в конфликт президента страны.

Очевидно, что реализуя грандиозные планы по строительству сети платных современных дорог в стране, «Автодор» будет еще не раз сталкиваться с массовыми протестами. Вот и решили строители обзавестись собственным экологическим комитетом, чтобы в случае чего апеллировать к его оценкам спорных ситуаций.

Хотя в объективность «карманных» контролеров сможет поверить разве что ее хозяин — «Автодор». Доказательством чему — первый «блин», испеченный этой псевдообщественной структуры. Заказанная ею экспертиза со всей очевидностью подтвердила правоту дорожников — Химкинский лес изводить не жалко, ничего хорошего в нем нет.

Во-первых, эксперты выяснили, что Химкинская дубрава искусственного происхождения и «не является коренным типом леса или уникальным сообществом». Ничего, короче говоря, уникального и заповедного, то нельзя трогать ни при каких обстоятельствах. В лучшем случае это — «памятник природы». А этот статус уже позволяет творить с лесом многое.

Попутно эксперты выяснили, что «густой подлесок является основной причиной отсутствия благонадежного возобновления деревьев всех пород», «среди живых деревьев дуба преобладающее число деревьев относится к категории ослабленных», а «флористический состав – явно обедненный, так как в нем отсутствуют многие характерные для дубрав виды растений». То есть строй дорогу, не строй — дубрава все-равно вымрет.

Да и вообще, считают авторы исследования, лес этот — одна большая свалка, которую жалеть не стоит — «территория Химкинской дубравы довольно сильно нарушена рекреацией – участки с нарушенностью от III до V стадии занимают в дубраве 83% площади. Малонарушенных участков (I и II стадии) в дубраве нет. Основные типы рекреационного использования территории – это прогулочный отдых, сбор грибов и устройство пикников. На территории почти повсеместно встречается бытовой мусор, отмечено несколько незаконных свалок». То есть и ежу понятно, что хорошая дорога по-любому лучше кучи мусора. И митинговать нечего.

Есть в этой экспертизе и другие любопытные пассажи и подробности, которые должны создать у не очень внимательного читателя или слушателя ощущение никчемности леска, надуманности проблемы его сохранения. По сути это — последний гвоздь в гроб его защитников.

Впрочем, Химкинский лес общество проиграло задолго до этой экспертизы. Беда в другом — подобные документы с подачи «Комитета по общественному экологическому контролю над проектами госкомпании «Автодор» будут отныне сопутствовать любому дорожному строительству, идущему в разрез с мнением граждан. И в нужный момент именно эти бумаги будут ложиться на столы чиновников, принимающих ответственные решения.

А значит, плакал не только Химкинский лес, но и все дубравы России, мешающие дорожному прогрессу. Кстати, старую Москву мы тоже потеряли благодаря таким вот экспертизам.