«Формула-1»: до согласия снова далеко…

Подводя черту под сезоном-2011, команды F1 получили возможность полностью сосредоточиться на подготовке к будущему году, а заодно и на любимом внетрассовом виде спорта — подковерных гонках.

Формулический мир не может жить без скандалов и интриг. В этот раз их жертвой стала FOTA — ассоциация команд, созданная в середине 2008 года именно для того, чтобы стабилизировать ситуацию посредством формирования единого фронта против узурпатора спортивной власти в лице FIA. Увы…

По окончании этого сезона две ведущие команды — «Ferrari», стоявшая у истоков ассоциации, и «Red Bull» — объявили о том, что покидают ряды FOTA! С чего бы это? В первую очередь вину за разлад возлагают на спорное «Соглашение об ограничении ресурсов», проект которого был вынесен на рассмотрение в ходе Гран-при Бразилии. Немного странно, так как пресловутый документ уже был вынесен за пределы FOTA и отколовшиеся команды все равно будут продолжать над ним работать. А быть может, это симметричный ответ на окончательный запрет так называемого выдувного диффузора — решение было вынесено в дни проведения Гран-при Абу-Даби. Против него резко возражала команда «Red Bull», ведь эта конструкция — один из козырей чемпионской машины. Но вместе с «Красными быками» от ассоциации откололась и «Ferrari», а ведь Скудерия — как раз один из инициаторов запрета.

По одной из гипотез, демарш также может быть связан с подготовкой нового «Договора согласия» (2013). Есть мнение, что вышеупомянутые команды заключают прямое соглашение с владельцем коммерческих прав Берни Экклстоуном, минуя договор. Аппетиты команд возрастают с каждым годом, а «лосенок-то совсем маленький — на всех не хватит». Что ж, «Договор согласия» — отдельная история, а что касается FOTA… Она начинает терять смысл без старейшей и самой мощной конюшни, а также без победителя чемпионата. Впрочем, по мнению Берни Экклстоуна, которое он озвучивает на протяжении ряда лет, сама идея организации, созданной командами, не несет большого смысла, так как в любом случае все они конкуренты и никогда не смогут договориться между собой.

В частности, одно из противоречий — богатые и бедные — пытается решить такой документ, как «Соглашение об ограничении ресурсов». Эта договоренность, направленная на снижение расходов команд, появилась в начале 2009 года, в разгар экономического кризиса, для сохранения наполненности пелетона и в том числе как альтернатива революционной идее FIA и Макса Мосли об ограничении бюджетов команд.

Понятно, что наиболее мощные из них не заинтересованы в подобных мерах. Кстати, совсем недавно «Red Bull» обвинили в том, что команда это соглашение все-таки нарушала! Оно предусматривает, в частности, ограничение штата команд, а это не только снижает расходы, но и не дает развиваться…

Вообще не факт, что ограничительные меры действительно идут на пользу «королеве автоспорта». Это сложно оценить со стороны, но вполне возможно, что тот же лимит на число сотрудников мог помешать конкурентам «Red Bull» доработать машины до того же уровня уже по ходу сезона, и чемпионат так и прошел при полном доминировании Феттеля и Ко. Еще одно ограничение, уже не «фотовское», — тесты в ходе сезона. Без реальных ходовых испытаний не помогает даже наличие аэродинамической трубы. Учитывая то, что многие, в частности и сама Скудерия, попали в ловушку под названием «Pirelli», без тестов плохо… Стоит ли этого массовость в хвосте пелетона?

Прослеживается также общая тенденция — спрос на старую гвардию, который только повышается. Например, несмотря на далеко не вдохновляющие результаты, Михаэль Шумахер продолжает усердно пахать в «Mercedes», и никто не собирается отказываться от его услуг. Кими Райкконен с видимой легкостью возвращается в «Формулу-1» и имеет возможность выбирать команду и условия. Да что чемпионы! 41-летний опытный тестер Педро де ла Роса обсуждает контракт с HRT. И все тише и тише раздается заветное «алло, мы ищем таланты!». Никто не хочет рисковать — командам просто некогда тренировать новых гонщиков. Тот же Петров до сих пор явно страдает элементарно от недостаточного «наезда». В условиях постоянных ограничений и меняющихся правил опытные пилоты все больше нужны. В следующем году на старт выйдет шесть чемпионов мира: Михаэль Шумахер, Себастьян Феттель, Фернандо Алонсо, Дженсон Баттон, Льюис Хэмилтон и Кими Райкконен!
Чемпион мира-2007 возвращается после двухгодичного отсутствия на трассах Гран-при в составе «Lotus» (экс-«Renault»), контракт был заключен после того, как стало ясно, что Роберт Кубица не успевает восстановиться к старту сезона-2012. Руководство «Renault» уже пообещало создать под Кими «более консервативную» машину. На старте этого сезона конюшня удивила соперников своей системой переднего выхлопа — идеей, которую сейчас босс команды Эрик Буйе называет «слишком смелой»… Будем надеяться, что «Lotus» все-таки создаст конкурентоспособную машину в будущем году.

Впрочем, сейчас настала пора сомнений для всех. Даже для победителя чемпионата. Себастьян Феттель считает, что ему будет трудно повторить успех 2011 года с 15 поулами, 11 победами и титулом, завоеванным уже на 15-м Гран-при в Японии. В общем, Себастьян хочет оставаться реалистом. И возможно, без «волшебного» диффузора ему и придется быть таковым… Напарник Феттеля Марк Уэббер уверен, что так плохо, как в этом году, он уже не выступит. В 2010-м он боролся за титул, в этом сезоне заработал только одну победу. И ту фактически ему подарили… Впрочем, пока комментарии Уэббера больше похожи на некую разновидность аутотренинга. Того самого, которым весь сезон занимался двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо, уверяя, что и он, и Скудерия сохраняли надежду на титул до сентября… в итоге выиграв всего одну гонку в Сильверстоуне. И пока создается впечатление, что главным соперником «Red Bull» Феттель видит именно «McLaren». Дженсон Баттон или Льюис Хэмилтон? Анализируя минувший сезон, может появиться впечатление, что Хэмилтон сдал. Иной точки зрения придерживается чемпион 2009 года. Он-то считает, что это не Льюис сдал, а просто он, Дженсон, прибавил! Сейчас, очевидно, команда верит и в того и в другого, а значит, в будущем все будет довольно интересно!