Топливная неэкономичность

Топливные монополисты даже сейчас, когда их НПЗ производят явно избыточное количество бензина и дизтоплива, не идут на снижение розничных цен. Не иначе их «эффективных менеджеров» подобной методике в школах МВА обучают.

Статистика, в математическом ее понимании, без каких-либо скидок – точная наука. Но как только ее выносят из дверей физ-матов и пытаются как-то присобачить к политике, социологии или, не дай бог, экономике с этой педантичной дамой начинают происходить какие-то шаманские мутации. Возьмем, к примеру, данные Росстата. На днях он, наверняка пользуясь каким-то математическим аппаратом, обнародовал статистические данные касательно цен на бензин в стране. По его данным за неделю с 12 по 18 декабря 2011 года потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России снизились на 0,1%. И к 19 декабря составили в среднем 26,41 рублей за литр.

Цена на бензин марки А-76 незначительно выросли по сравнению с предыдущей неделей – на 0,1% – и составили 24,47 руб./л. Аи-92, напротив, подешевел на 0,2% (до 26,38 руб./л), а Аи-95 «скинул» 0,1%, опустившись до ценника в 28,37 руб./л. Цены на дизельное топливо в России за этот же период выросли на 0,3% – до 27,69 руб./л.

Удешевление бензина было зафиксировано в 32 центрах субъектов Российской Федерации. В 41 центре субъектов РФ цены остались на уровне предыдущей недели. Увеличение средних цен на бензин зарегистрировано в 10 центрах субъектов России. Наибольший прирост цен был отмечен в Нальчике – 4,3%, в том числе на бензин марки А-76 (Аи-80) – 12,8%.

В Москве стоимость бензина в среднем за неделю снизилась на 0,2%, до 26,87 руб./л, в Санкт-Петербурге не изменилась и была на уровне 26,78 руб./л.

Все, вроде как, логично и понятно. А теперь поглядим на данные того же Росстата за ту же неделю, но в плане производства моторного топлива в стране.

При том, что розничные цены практически не изменились, производство бензина выросло аж на 7,3% по сравнению с предыдущей неделей и составило 736 тысяч тонн! А как же всякие законы экономики? Ведь сейчас даже самая дремучая пенсионерка как «отче наш» отбарабанит вам, что при серьезном увеличении предложения и стабильном спросе цена на товар должна серьезным образом падать. Этого, как мы видим, почему-то не происходит. Не иначе, как за одну неделю декабря автопарк страны скачком вырос на 7,3% и это чудесное событие ускользнуло от внимания аналитиков... Рассмотрим московский регион. Тут, упорствует Росстат, бензина увеличилось по сравнению с предыдущей неделей на 6,3%, дизтоплива – аж в 2,2 раза. Покажите, пожалуйста, где эти полчища дальнобойных фур и дизельных легковушек, сожравших за неделю вдвое (!) больше солярки в Москве! Нету такого и быть не может. Тогда следующий вопрос: а почему на фоне столь внушительных производственных успехов работников НПЗ дизтопливо в регионе, согласно законам рыночной экономики даже на копеечку не подешевело? Вот только для ответа на сей вопрос притягивать макроэкономические аргументы. Ведь на самом деле ответ до тошноты прост и привычен: нефтяникам очень хочется денег. И государству тоже очень хочется побольше денег из кошельков автовладельцев: как-никак 60% в розничной цене топлива – доля государства. И бесполезно кому-либо из этой парочки тыкать в глаза статистическими данными – все как гуся божья роса...