Китайский синдром

В чем секрет китайского чая? Того, знаменитого на весь мир, по поводу которого профессионалы, знатоки и фанаты переходят на полушепот и, нагнетая таинственность истины, тихо упрекают: «Вы не пробовали НАСТОЯЩИЙ! В магазинах продают ширпотреб…

Тайна в том, что настоящий китайский чай приготовлен из той же самой половой тряпки, что и любой другой. Хотя иногда, ради справедливости это необходимо принимать во внимание, истинный китайский чай заваривают из пользованной туалетной бумаги. Но разве можно себе в этом признаться? Приехав так далеко, заплатив много денег за экскурсии, чайные церемонии, дегустации, выпив литры примитивной ерунды под руководством мудрого специалиста и настоящего знатока - и после всего признаться самому себе, что тебя так банально обманули? Уж нет! Стыд и обида блокируют неприглядное открытие случившегося «развода» и порождают логичную защитную агрессию – «Я познал! Я постиг! Я вкусил! Это был НАСТОЯЩИЙ китайский чай!».

Mercedes, изнывающий от мрачной тяжести себестоимости продукта, потихоньку проверят общественное мнение на вздрагивание, давая утечки в прессу на тему – наша машина из Китая лучше немецкой. Есть даже конкретная жертвенная модель – удлиненный на 139 мм по колесной базе Е-класс, придуманный специально для китайских начальников. Они все еще меряются у кого длинней, а немцы, прагматично зарабатывающие на чужих страстях, вежливо выпускают эту модификацию на своем китайском заводе, но только для их внутреннего рынка. И тут сразу пара нюансов: мелкосерийное производство нерентабельно, но все равно дешевле, чем в Германии. К тому же китайская коммунистическая партия вот-вот бросит все внутреннее производство совместных предприятий на завоевание вляпавшейся в ВТО России и пора готовиться к экспорту. Но есть проблема – убедить, что качество сделанных в Китае автомобилей не отличается от сделанных в Германии. Теоретически, общественное мнение к этому давно готово и без дополнительных объяснений. У всего мира в кармане iPhone исключительно китайского производства, как и большинство прочих телефонов, фотоаппаратов, телевизоров и стиральных машин с холодильниками. Теперь необходимо поставить в чужих головах знак равенства между не престижной китайской стиральной машиной в углу дальней комнаты, и показным Мерседесом Е-класса в удлиненном исполнении попсового престижа. Ведь Mercedes покупают не потому, что это лучшая машина на свете. Технически она не лидер и едет хуже иных старательно сделанных автомобилей. Зато бренд – самый узнаваемый в мире. Трехлучевой логотип знают даже дети в вечно недоразвитой и голодной Африке, нищие на задворках индийских храмов и племена наркоманов в Амазонии. Mercedes – это престиж! Потому и ценник несуразный. А престиж из Китая будут покупать?

Теоретически, шанс есть. Во-первых, не все покупатели настолько любопытны, чтобы знать про происхождение машины. Во-вторых, если не хватает качества, компенсационным довеском становится шустрый сервис. В-третьих, существует «Секрет китайского чая». Вляпавшись в покупку такой машины далеко не все громко заявят, что они идиоты. Наоборот, есть вероятность, что они, утерев слезы разочарования, сжав зубными протезами обиду и спрятав тоску опустевшего кошелька, станут убеждать себя и других в правильно сделанной покупке, потрясающих достоинствах удлиненного в Китае автомобиля и однозначном престиже их уникального Е-Класса.