Не «свои»

По оценкам ряда экспертов (далеко не первый год работающих в сфере продаж вторичного авторынка) в 2011-м году спрос на кредитование при покупке подержанных авто в нашей стране вырос в 4,6 раза. И это значит, что ситуация близка к катастрофе.

С кредитом – все просто: берешь чужие и на время, отдаешь свои и навсегда. В принципе – грабеж чистой воды. Ростовщичество. Тем не менее, если относиться к данному явлению нашего современного бытия разумно, ничего страшного в нем нет. Напротив, кредит, порой, даже полезен, так как заставляет заемщика быть, как минимум, финансово дисциплинированным. Но это в теории.

Для начала, кредитные организации, как минимум, должны устанавливать более-менее разумные ставки: наши 15-17 процентов – самый настоящий бред, в Европе, и уж тем более в ненавистных многим Штатах клиент не подошел бы к такому банку на пушечный выстрел.

Во-первых, там система подстроена под заемщика, а не он под систему. В итоге, для того, чтобы банк хоть что-нибудь заработал, ему нужно человека не только привлечь или уговорить, но и простимулировать дополнительными скидками. А у нас за втрое большие проценты клерки еще и нос смеют воротить, по полгода проверяя «историю» потенциального «раба». Во-вторых, простой люд у капиталистов все-таки предпочитает жить по средствам. И с этим-то у нас, как выяснилось, проблем даже больше, чем с процентами.
Все дело в том, что любой займ – не способ «понтануться», прикупив то, что тебе не по зубам в обычной жизни, а способ обзавестись вещью, которую ты потянешь, но, скажем, полгода спустя. Вот в России про это давным-давно забыли.

Именно так мы «перегрели» первичный авторынок. Да-да, в том, что мы сегодня вынуждены платить за собираемый в нашей стране хэтчбек С-класса, как минимум, по 600-700 тысяч, виноваты мы сами, и никто другой. Спрос рождает предложение, и не будь спроса, они бы стоили на треть дешевле, и несчастный Solaris мы бы покупали не по полмиллиона, а по $10 000 – по его реальной цене.

Однако в середине «двухтысячных» отечественное «хочу» превысило все разумные пределы – люди были готовы провести остаток жизни на галерах, но поиметь новую машину, телевизор, шубу (и далее – по списку). Еще понятно, когда речь идет о квартире, но без всего вышеперечисленного, в принципе, можно спокойно жить дальше. В итоге, многие оказались и без покупок, и без денег на ближайшие несколько лет. И им еще повезло, что банки не в полной мере защищены несовершенным в этом плане законодательством – в тех же Штатах их бы просто выкинули на улицу.

Теперь же очередь дошла и до вторичного авторынка. В теории в этом опять же нет ничего страшного. Если бы не одно «но»: пятикратное увеличение спроса говорит о том, что «хочу» никуда не делось, и оно продолжает главенствовать над разумом. И ладно бы, если в топе покупателей были бы коммерсанты, которым нужно срочно увеличить численность автопарка (выгода в этом, в общем-то, тоже довольно сомнительная), но в десятке самых популярных автомобилей (по данным специалистов компании «Формула 91») на комтранс приходится не больше трети. Да и то речь, в общем-то, о естественной миграции «маршруток» Mercedes-Benz Sprinter (от более богатых контор к более бедным) и корпоративных «трудяг», вроде Volkswagen Transporter или бюджетных шаттлов Hyundai Grand Starex. Остальное – исключительно частные авто Ford Focus, Mazda 3, Mazda 6, Opel Astra, Opel Zafira и Volkswagen Passat. Причем, эксперты отмечают, что клиенты приходят за теми машинами, что «поновее». В частности, если в позапрошлом году кредиты в основном брали на покупку авто 1999 года выпуска, то в 2011-м приобретали машины, произведенные в 2003-2009 годах. То есть, те, кто устал от очередей в автосалонах, понесли свои (и, разумеется, чужие) деньги к продавцам «вторички». И еще одно тому подтверждение – средние сроки кредитования. Логично предположить, что это полгода-год. Ан нет – все та же пятилетка, причем, как показала практика, при первоначальном взносе от нуля до 10 процентов, то есть с максимально возможной ставкой. Комментарии излишни (для того же комтранса показатель в среднем в три-четыре раза выше).

В данной ситуации очень интересно, задумывался ли хоть кто-нибудь из тех, кто соглашался на такие условия о банальном отсутствии гарантии. Что он покупает не новую машину, и что технические риски тут выше на порядок. А может и на два… Что авто можно миллион раз проверить, но через месяц покупка все равно превратиться в неподвижную груду ржавеющего железа. И с этой проблемой клиенту придется справляться самому, параллельно погашая кредит и проценты.

Эта кабала еще хлеще «первичной». И приведет она только к тому, что и без того непомерно дорогие «used-cars» станут еще дороже, а кредиты… кредиты – еще разорительнее. Может нам голову все-таки включить?!!