Эпоха ГЛОНАССности

По-утерофицерски изящное лоббирование премьером Ивановым интересов монополиста «НИС ГЛОНАСС» может выйти нам всем довольно мрачным «боком». Под благовидным предлогом планируется организовать за наш же счет возможность следить за каждым автовладельцем.

Как сообщил на днях «Интерфакс-АВН» директор службы разработки абонентского оборудования «НИС ГЛОНАСС» Ярослав Домарацкий, «Навигационно-связное оборудование системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», как ожидается, станет обязательным для автомобилей нового типа начиная с 2013 года»! По его словам, все автомобили, получающие новое «одобрение типа транспортного средства» после 2013 года, должны будут быть оборудованы навигационно-связным блоком и тревожной кнопкой».

Какая потрясающая забота о бедных-несчастных покупателях новых моделей авто! Вот попадает такой гражданин в аварию и сразу – раз! И нажимает тревожную кнопку! И немедленно к нему на помощь мчатся пожарные, полиция и бригада скоропостижной помощи! Представишь такую утопию и сразу хочется брякнуть сентиментальную слезу вглубь клавиатуры…

Но потом приходит надоедливая мыслишка, напоминающая, что в данный момент с подобными функциями прекрасно справляется самый обычный мобильный телефон. Не пострадавший, так пассажиры проезжающих авто, в случае ДТП, обязательно остановятся и наберут номер экстренной службы, ‑ проверено на личном опыте. Кстати говоря, если бедолага сам не в состоянии справиться с мобильником, то не факт, что у него хватит сил и до «тревожной кнопки» дотянуться.

Но сомнительная, мягко говоря, эффективность подобных ГЛОНАСС-девайсов в авто отступает на второй план, когда осознаешь масштабы потока дензнаков, который твердо намерены освоить владельцы и лоббисты «НИС ГЛОНАСС». Отечественный рынок новых легковых авто уже сейчас оценивается почти в 2,5 миллиона машин в год. И он продолжает рост. Как известно, редкая модель авто «живет» на конвейере дольше пяти лет. А теперь представьте, что уже через пятилетку буквально все торгующие в России автоконцерны будут вынуждены покупать у «НИС ГЛОНАСС» эти бесполезные «тревожные кнопки». Самое смешное, что у той же «Volvo» уже оснащены такой системой, способной, помимо прочего, в случае аварии автоматически (!) отправлять тревожное сообщение в фирменный центр. Что характерно, она также использует возможности обычных сотовых сетей со всеми сопутствующими плюсами и минусами. «Веселей» всего придется брендам, чьи машины традиционно лидируют в сфере умной автоэлектронике: той же «Volvo», «Mercedes» или BMW. Их машины настолько напичканы высокотехнологичными электронными системами, что внедрение туда неизбежно «глючного» российско-китайского (хотя бы с точки зрения элементной базы) ГЛОНАСС-модуля может превратиться в на редкость нетривиальную и, соответственно, недешевую затею...

Степень жадности отечественных монополистов нам всем прекрасно известна. Поэтому не стоит удивляться, если со временем все новые машины будут стоить, скажем, на $1000 дороже. Просто потому, что НИС ГЛОНАСС», контрольным пакетом которой владеет небезызвестная АФК «Система», «ну очень деньги нужны». И не просто «деньги», а миллиарды «денег». В этой связи, кстати, любопытно смотрится госслужащий Сергей Иванов, при каждом удобном и неудобном случае лоббирующий ГЛОНАСС и компанию монополиста, настырно пропихивающую эту систему «в повседневную жизнь».

Есть еще один любопытный аспект повального оглонассивания всего автопарка страны. «Большой брат» наверняка участвует в этом гешефте. Представьте только на секунду, какая лафа настанет для правоохранителей. Достаточно будет человеку в погонах набрать на клавиатуре какого-нибудь  спецтерминала госномер или VIN интересующей машины и – пожалуйста: установленный в вашем авто блок «тревожной кнопки» через сеть мобильной связи сам отправит «кому надо» не только информацию о своем текущем местоположении, но и, скажем, записи маршрутов поездок и стенограмму болтовни за рулем…