7625

Эпоха небольших перемен

"Автовзгляд" и МКМобиль" подвели итоги минувшего года
Минувший год оказался богат на сюрпризы. В том числе и в автомобильной составляющей нашей жизни. Многочисленные кадровые перестановки в ГАИ, практически докризисный бум автопродаж, природные катаклизмы, сомнительные новации, регламентирующие порядок эксплуатации транспортных средств… Короче говоря, подведем итоги.
Поделиться

Изображение Эпоха небольших перемен

ЯНВАРЬ

За полный развал работы российской ГАИ лишился кресла начальник ДОБДД МВД РФ Виктор Кирьянов (единственный, кто за всю историю ОРУД-ГАИ-ГИБДД был жалоан генерал-полковничьими эполетами). Однако по старинной советской традиции он не был с позором отправлен на пенсию, а пошел на повышение, став заместителем министра внутренних дел, отвечающим за безопасность на транспорте. С тех пор о деятельности генерала ничего не известно. Хотя трагедии на транспорте (воздушном, речном, железнодорожном и, разумеется, автомобильном) стали происходить с удручающей регулярностью.

Январь-2011 вообще был богат на кадровые решения в гаишном ведомстве. На генеральскую должность начальника столичной автоинспекции был назначен полковник, до этого 14 лет руководивший автоиспекцией Ярославской области. Увы, но за год работы он так и не сумел решить ни одной столичной проблемы. Очереди в регистрационно-экзаменационных подразделениях, регулярные коррупционные скандалы, сотрясающие столичную автоинспекцию, многочасовые «пробки» по-прежнему остаются визитной карточкой Москвы-автомобильной.

Подводя итоги 2010 года Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) сделал прогноз, согласно которому в 2011 году Россия должна была употребить 2 240 000 новых автомобилей. Реальность превзошла все ожидания. Согласно подсчетам АЕБ в ушедшем году россияне приобрели 2 653 408 машины. Правда, до самого успешного 2008 мы не дотянули, недокупив 250 000 авто.

LADA Kalina, Samara и LADA 4х4 стали оснащаться электронной педалью акселератора (Priora получила эту систему в мае 2011-го), что сделало тольяттинские автомобили более экологичными и улучшило их потребительские свойства.

ФЕВРАЛЬ

«АвтоВаз» окончательно распрощался с «пятеркой», а «Hyundai» с помпой презентовал Solaris. И тут же получил вполне объективный экспертный «неуд» за заднюю подвеску, что, однако, не помешало российским автомобилистам к декабрю скупить 90 000 машин. Кроме того, в самом конце года стало известно, что столь ожидаемый Renault Duster «бьется» на «раз»: три звезды в тестах EuroNCAP – мягко говоря, несерьезно.

МАРТ

В России стартовали продажи обновленного Mitsubishi Lancer X. Новинка получила новые десятиспицевые диски, бампер и серебряную окантовку радиаторной решетки плюс два дополнительных пакета шумоизоляции и новый цветной дисплей в центре приборной доски. При этом ценник не изменился.

В Японии произошло страшное землетрясение, которое привело к аварии на АЭС в Фукусиме. Катастрофа парализовала работу большинства японских автопроизводителей. И хотя трагедия несколько подпортило статистику автопродаж, однако потребитель, в том числе и российский, за некоторыми исключениями не испытал больших проблем ни с поставкой предзаказанных авто, ни с запасными частями. Да и опасения, что на рынке появятся утопленные и радиоактивные автомобили не оправдались.

Виталий Петров, российский пилот «Lotus-Renault», финишировал третьим в Гран-при Австралии, принеся тем самым России первый подиум в истории «королевских гонок». В дальнейшем, правда, молодой гонщик не блистал и под конец года расстался с «королевой автоспорта».

АПРЕЛЬ

К апрелю эхо японского цунами докатилось и до российских автозаводов. В первой половине месяца на пару дней производство останавливало СП «GM-Автоваз», а в 20-х числах из-за нехватки комплектующих встал и питерский «Nissan». К слову, это землетрясение тормознуло не только сборку Teana и X-Trail, но и начало продаж кроссовера Juke, которое, в итоге, перенесли на середину мая.

Президент страны заикнулся о возможном полном отказе от давно ставшей профанацией процедуре государственного технического осмотра транспортных средств. Увы, но инициатива, которая могла привести даже к смене национального лидера, закончилась фарсом. Медведеву не хватило ни политического веса, ни административного ресурса, чтобы избавить миллионы россиян от пустого времяпровождения в очередях у ПИКов и лишних расходов.

МАЙ

В России стартовали продажи нового Volkswagen Passat. За всю свою историю модель получила миллионы поклонников. Однако с его новой версией сенсации не произошло. Приобрести такую машину — все равно что купить новый утюг или холодильник. Его единственная функция — заменить собой устаревшего предшественника. Ну, может быть, вписаться в новый интерьер. Но как бы то ни было, по-настоящему радовать вас он будет лишь пару дней, потом вы будете видеть в нем лишь качественный бытовой прибор. И с Passat вскоре случится то же самое. Он хорош, но он не возбуждает. От таких машин не бывает эрекции…

ИЮНЬ

Назначение начальником ДОБДД МВД РФ генерал-майора Виктора Нилова не стало неожиданностью. Хотя карьера сослуживца, единомышленника и наиболее приближенного заместителя нынешнего замминистра внутренних дел Виктора Кирьянова в бытность его главой ДОБДД могла закончиться еще в 2007 году. Тогда вопреки всем стараниям патрона вместо кресла начальника питерской ГАИ ему реально светила полная и безоговорочная отставка. Но Кирьянов пристроил в центральный аппарат автоинспекции своим помощником по кадрам. А тут и ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения на 2006–2012 годы». подвернулась. И Нилов стал в итоге ее куратором. Да не простым, а в ранге не существующей до этого позиции помощника министра внутренних дел России по вопросам безопасности дорожного движения! ФЦП «съела» более 2 млрд. долларов. Однако куда и на что они были потрачены, без вмешательства ведомства г-на Степашина мы вряд ли когда узнаем. Зато Виктор Нилов стал широко известен в милицейских кругах агрессивным лоббированием ряда коммерческих структур при реализации программы.

С 4 июня вступила в силу так называемая амнистия для тех, кому нужно проходить техосмотр в течение оставшихся месяцев 2011 года: «талоны о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств … срок действия которых истек или истекает в 2011 году, продлеваются до момента истечения срока действия договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в отношении таких транспортных средств после 1 января 2012 года».

Под Санкт-Петербургом стартовало строительство завода по сборке «Ё-мобилей» с тем, чтобы уже к концу года нынешнего запустить производство с планируемым годовым объем 45 000 экземпляров. Образцы невнятной машины, которая с первой попытки не заводилась ни перед журналистами, ни, страшно сказать, при ее демонстрации премьер-министру страны, уже выставлялась на международных автосалонах (при полном отсутствии интереса посетителей). А в России это чудо техники собрало чуть ли не полмиллиона предзаказов (правда, исключительно виртуальных).

«Volkswagen Group Rus» и «Группа ГАЗ» заключили соглашение о контрактной сборке автомобилей Volkswagen и Škoda на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде.В соответствии с соглашением на ГАЗе будет организован полный цикл производства Škoda Octavia и Škoda Yeti, а также нового Volkswagen Jetta. Общий объем производства превысит 100 000 автомобилей в год. Инвестиции в производство составят 200 млн. евро. Старт производства полного цикла первого Škoda Yeti намечен на IV квартал 2012 года. Поклонники чешской и немецкой марок напряглись…

«Всего» за 1 800 000 рублей любой россиянин, озабоченный проблемами экологии, уже в июне мог купить стопроцентно «чистый» автомобиль. Это электромобиль Mitsubishi i-MiEV, о начале официальных продаж которого в России, как и положено нынче любой инновационной разработке, было объявлено в «Сколково». Выводя на наш рынок машину, стоящую запредельных для большинства россиян денег, в «Mitsubishi Motors» не могли не понимать, что действительно массового спроса новинка не найдет в принципе. Хотя с точки зрения демонстрации своего потенциала и закрепления на рынке — шаг правильный, особенно учитывая тот факт, что Россия для Mitsubishi сегодня является рынком №1 в мир.

ИЮЛЬ

Самое начало июля ознаменовалось заочной перепалкой, случившейся между президентом Группы ГАЗ Бо Андерсеном и главой ОАО «ГАЗ» Николаем Пугиным. Варяг, со свойственной ему деловой хваткой заявил, что сохранение бренда «Волга» вредно для бизнеса, а ротому в дальнейшем в Нижнем будут делать куда более рентабельные «Газели» и работать по контракту (собирать чужие машины). Но г-н Пугин буквально грудью встал на защиту «своего, родного», уверив общественность, что «Волга» никуда не денется. Чем, впрочем, дело закончилось — до сих пор непонятно. А пока нижегородцы спорили, соседи из Тольятти, обновили информацию по Lada Largus.

А в конце месяца среди ньюсмейкеров опять засветился «Nissan», который зачем-то привез в столицу электрифицированный Leaf. Массовых торжеств по этому поводу никто не устраивал, так что событие можно расценить, как кулуарную презентацию, дабы напомнить собравшимся, что автомобиль удостоился звания «Car of The Year».

Столичная мэрия волюнтаристским путем ввела в городе институт выделенных полос для общественного транспорта, которые к настоящему моменту нередко просто парализуют движение в мегаполисе. При этом средняя скорость общественного транспорта незначительно возросла только в дневнное время. В ут ренние и вечерние часы пик автобусы и троллейбусы стоят в «пробках» (которые в итоге стали заметно длиннее и дольше), как и легковой транспорт. При этом массового исхода москвичей и гостей столицы из салонов собственных авто в «коммуналку» метро и автобусов замечено не было.

АВГУСТ

Последний месяц лета оказался очень богат на события. Во-первых, до клиентов дошли первые заказанные ими Ford Focus III. Исключительно в пятидверном исполнении, но абсолютно новые и, что немаловажно, питерские. А чуть позже из северной столицы пришла новость, что в Каменке началось производство седана KIA Rio – еще одного потенциального бестселлера в классе B+. Обнародованные в первых числах сентября цены клиентов, судя по всему, тоже порадовали.

В начале августа МВД РФ утвердило новые нагрудные знаки сотрудников полиции, в том числе для нарядов ДПС. Нагрудный знак сотрудника подразделения дорожно-патрульной службы выполнен из алюминия в форме круга золотистого цвета диаметром 70 мм и состоит из двух частей: основания и накладки с кодом знака.

СЕНТЯБРЬ

В преддверии автофорумов мирового значения с релизами, как правило, глухо. Однако после их окончания – пруд пруди. В частности, одной из главных «звезд» на Франкфурте оказалась Opel Astra GTC, а спустя неделю российский офис GM быстренько распространил локальный прайс-лист и объявил о начале приема заказов.

ОКТЯБРЬ

По заказу МВД российские ученые выяснили, как дистанционно распознать пьяного водителя за рулем проезжающего авто. Высокие полицейские чины обещали, что чудо-прибор, способный на такое, окажется в руках отечественных правоохранителей еще до конца 2011 года. Напомним, что в 2010-м году МВД представляло прибор «Алколазер», который также позволял выявлять пары алкоголя в автомобиле. Похоже, что у «алкоголического лазера» выявились серьезные проблемы и ему на смену практически уже пришла доработанная и улучшеннаяверсия, именуемая датчик «Бутон». Слава богу, не случилось — полицейских подвела и сверхдороговизна аппарата и отсутствие законов, разрешающих его использование.

НОЯБРЬ

Конец, как и начало года, вновь стал урожайным на кадровые перестановки в ГАИ. Генерал-майор полиции Сергей Сергеев, возглавлявший УГИБДД ГУВД Московской области с 2003 года, указом президента страны переведен на пост начальника департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ. Этот перевод можно считать продвижением по карьерной лестнице (во-первых, работа в министерстве, во-вторых, должность начальника департамента подразумевает генерал-лейтенантские погоны). Хотя назначение Сергея Сергеева на новую должность стало полной неожиданностью даже для него самого. Отметим, что среди всех руководителей ГИБДД области именно он считается наиболее прогрессивным. То есть, похоже, безусловный талант Сергеева как руководителя оценили на самом верху и хотят пересадить в кресло начальника ДОБДД МВД РФ. Ныне действующий руководитель г-н Нилов явно звезд с неба не хватает. Зато опыт, талант и хватка Сергеева помогли бы выйти службе на новый уровень. А место в «тылу»можно расценивать как переходное. По другим данным, в МВД имеется острый дефицит на классных и, главное, честных управленцев. И министр Нургалиев (очевидно, с подачи своего зама генерала Кирьянова, бывшего главного автоинспектора страны), зная и профессиональные качества Сергеева, и его ответственность, лучшей кандидатуры просто не нашел.


А в Приморском крае подал в отставку тамошний главный государственный автоинспектор полковник Александр Лысенко. Ему всего 51 год, из которых 12 лет он руководил придорожными полицейскими Дальнего Востока. Это тот самый Лысенко, об кулак которого в 2002 году билась Светлана Демидова с ребенком, об ногу которого в 2011 ушибся стритрейсер Ярослав Горбенко, об капот автомобиля которого спотыкался корреспондент Павел Брыкин. И по поводу работы которого водители Владивостока устраивали многочисленные акции протеста. О таких обычно говорят, что по ним тюрьма плачет. В нашем же случае — почетная полицейская пенсия. Сильны традиции в родном отечестве…

ДЕКАБРЬ

В конце года «Renault» окончательно определился с ценой на Duster и параллельно запустил серийное производство. Но этому событию предшествовал захватывающий двухнедельный триллер с участием «АвтоВаза» и «Renault-Nissan». Для начала в СМИ всплыла информация о некоем русском Nissan Bluebird, никем, впрочем, не подтвержденная. Позже французы заявили о планах наладить в Тольятти сборку нового Logan, что волжане тут же опровергли, упомянув о не менее таинственном совместном проекте. В итоге, все пока остались при своих, клиенты же, как всегда, узнают обо всем в последнюю очередь.

Пленум Верховного суда РФ до крайности сократил возможность обгона по встречной полосе. Он отменил норму, согласно которой водитель, начавший обгон через прерывистую линию разметки, а закончивший маневр через сплошную не несет никакого наказания. Что, согласитесь, вполне логично. Ведь не всегда есть возможность понять, как далеко тянется пунктирная линия. Да и дорожная ситуация меняется настолько быстро, что иногда закончить маневр на том же пунктире может быть аварийно, если не смертельно, опасно. Правда, и до судейского вердикта многие гаишники трактовали подобный маневр как чистый выезд на встречку через сплошную. Но обычно легко отказывались от обвинений, получив незначительную мзду (при однозначном нарушении ст. 12.14 — выезд в нарушение правил на сторону дороги, предназначенную для встречного движения — взятка составляет 30 000-50 000 рублей). После судейского же вмешательства и число водителей, лишенных «прав», и инспекторский бюджет здорово увеличатся.