Предчувствие бензиновой войны

Такое впечатление, что почти любой бензиновый дефицит, которым нефтяники обычно оправдываются при очередном скачке розничных цен на топливо, – организовывается ими чуть ли не осознанно. Призрак очередного такого дефицита уже замаячил на горизонте.

За минувшую отчетную неделю с 27 февраля по 5 марта потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России практически не изменились. На 5 марта они составили 26,77 рублей за литр, бодро отрапортовала на днях Федеральная служба государственной статистики России. По ее данным, цена на бензин марки Аи-80 составила 24,72 рубля за литр, Аи-92 – 26,13 рублей а Аи-95 – 28,24 рублей за литр. Дизельное топливо подешевело на 0,1% – аж до 27,90 рублей за литр. Все, на первый взгляд, прекрасно. Но, как обычно, есть в текущих данных одно малозаметное, но очень существенное «но»!

При всей текущей стабильности, за неделю неделю с 27 февраля по 4 марта производство бензина в России снизилось на 1,5% по сравнению с предыдущей неделей и составило 744 тысяч тонн. Дизельного топлива произвели тоже меньше – на 0,3%, в количестве 1 млн 407 тысяч тонн. Ерунда, на первый взгляд, не правда ли? Но на поверку этот факт в ближайшее время всем нам очень не слабо аукнется. Мы ведь все уже в курсе нашего ближайшего топливного будущего: изголодавшиеся за предвыборный период по сверхдоходам нефтяные бурдюки уже готовы начать гонку ценников на АЗС. Доказательством тому служат появившиеся недавно в прессе сообщения о начале роста оптовых цен на топливо. Об этом мы писали в материале «Бензин: цены вышли на старт». Население и все та же пресса вскоре начнет задавать вопросы из серии: «Вы, господа нефтяники, и так получали хорошие доходы в процессе «предвыборного моратория» на рост цен, с какой стати вам вдруг сейчас потребовалось повышать розничные цены?» Но ребята эти ушлые, уже не раз все население страны «кидали» с помощью своего «ценообразования». Так что почва для отговорок о причинах ожидаемого роста цен на бензин уже готовится: производство топлива потихоньку сворачивают, отправляя сырье прямиком на экспорт, дабы через какое-то время мудрые эксперты рынка могли с умным видом обсуждать «рост цен на бензин из-за наметившегося дефицита в связи с весенней посевной».

А народ будет слушать и в очередной раз поражаться глубине и непостижимости для простого смертного супер-пупер-макро-экономических механизмов, повелевающих нефтяным рынком нашей нефтедобывающей. На самом деле закон тут действует один: на рынке имеется кучка компаний-монополистов, которым ну очень хочется денег (и побольше, побольше!). И еще есть наше славное государство, которое холит и лелеет эту «кучку», стрижет с них дивиденды, и делает при этом вид, что держит их в строгости. А «макроэкономические эксперты» существуют для красивого словесного оформления данной ситуации на радость просвещенной общественности.