Наказан потому, что заказан!

Вот заладили: «Не нарушай — и не придется откупаться!». Нет, оно, конечно, верно: коли ты кристально чист перед законом, вымогателей нечего бояться! Да вот недоразумение: быть абсолютно чистым — даже если бросить на это все силы — невозможно! Ведь нарушителем можно стать… поневоле.

Ибо так устроен закон…

Потяни за веревочку — дверца в суд и откроется!

— Ты вот что, Крючков... Сделай доброе дело, — главный инженер сунул в руки Алексею документы на машину и деньги, — сгоняй в сервис — получи мою тачку из ремонта.

Молодой водитель, отработавший в автокомбинате № 23 всего неделю, посчитал просьбу шефа весьма лестной и тотчас же помчался в автосервис.

Дорогая машина шефа вызвала у Алексея восторг, а когда он сел за руль, пробудила неуемное желание прокатиться с ветерком.

На посту ДПС его остановили.

— Превышаете, — протянул инспектор. — Да и машина у вас какая-то подозрительная. На угнанную похожа...

Под капот инспектор залез буквально с головой, наметанным глазом оценил маркировку и что-то пробурчал себе под нос. Потом запустил руку в самое чрево автомобиля и потянул за проводок. На другом конце провода объявилась нештатная коробочка.

— Это что?

Алексей пожал плечами.

— А это, уважаемый, милицейская сирена... То есть спецсигнал. Знаете, как за это наказывают?

Протокол о грубом нарушении Правил дорожного движения инспектор ДПС составлял с особым удовольствием: видимо, план по выявлению серьезных нарушений трещал по швам.

— Повесточку в суд не потеряйте! — позаботился инспектор. — А устройство я у вас изымаю...

Две недели спустя Алексей предстал перед судом.

Мировой судья судебного участка № 2 города Коряжмы, исследовав материалы дела, установил: Алексей Валентинович Крючков совершил нарушение — управлял машиной с незаконно установленным звуковым спецсигналом. И, учитывая смягчающие обстоятельства, на основании части 4 статьи 12.5 КоАП РФ приговорил Алексея к минимальному из возможных наказаний — к лишению прав на один год.

Бесправный водитель с автокомбината за ненадобностью был уволен и целый год, имея на иждивении беременную жену и годовалого ребенка, перебивался случайными заработками.

Кому светит фара, кому — срок...

В те злополучные для Алексея дни за триста верст от него — в маленьком поселке Верхнеямске — приключилась подобная, столь же абсурдная история.

— Я тебе, Петрович, два пузыря бы привез, — сказал соседу местный сторож Василий. — Очень надобно в город сгонять! Все равно машина у тебя без дела стоит...

Ударили по рукам. И рано утром Василий Скрынник, оседлав «Жигули» Петровича, подался в город.

На подступах к городу Василия остановил инспектор ДПС:

— Левая фара не горит... Надо бы исправить. На втором светофоре — автосервис.

На сервисе Василия встретили по одежке: ясное дело — деревня!

И вместо сгоревшей вкрутили какую-то странную лампочку, которыми, видимо, был под завязку затоварен склад. Василий удивился: мол, очень уж яркая...

— Еще бы! — хитро сощурившись, изрек мастер, — совсем новая ведь...

Вечером Василий пригнал к дому Петровича машину с обещанными двумя бутылками водки.

А месяц спустя и сам Петрович подался в город на своих «Жигулях».

На том же посту ДПС инспектор, придирчиво осмотрев машину, ткнул пальцем в левую фару и деловито произнес:

— Ксенон. Будем изымать.

Вместе с нештатной лампочкой инспектор ДПС изъял у Петровича и водительское удостоверение, взамен его вручив времянку и повестку в суд.

Мировой судья судебного участка № 1 Верхнеямска времени попусту не тратил: поскольку Петр Петрович Вершков признал свою вину и раскаялся в содеянном, суд на основании части 3 статьи 12.5 КоАП РФ приговорил его за управление машиной со световыми приборами, цвет огней и режим работы которых не соответствуют установленным требованиям, к шести месяцам лишения прав.

То есть к минимальному наказанию из всех в этом случае возможных...

Учебник от Петровича

Спору нет: и сотрудники ГАИ, и судьи в обоих случаях формально правы. Ведь Правила дорожного движения прямо и недвусмысленно обязывают водителя «перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства...».

Иными словами, всякий раз садясь за руль, водитель должен проверять исправность тормозной системы, рулевого управления, внешних световых приборов, стеклоочистителей, колес, шин, двигателя и прочих элементов конструкции!

По большому счету чуть ли не провести собственными руками техосмотр, причем даже с измерением содержания вредных веществ в отработавших газах! Трогание с места без таких предварительных процедур — формально уже есть нарушение ПДД.

Однако ясно: надо быть дипломированным инженером, чтобы разобраться в технических хитросплетениях современных автомобилей и способах выявления неисправностей.

Всем ли это по зубам? Отнюдь.

Стало быть: принимая из чужих рук свой автомобиль (а особенно покупая подержанный!), нет резона сразу садиться за баранку. Инстинкт самосохранения подсказывает: прежде его должен осмотреть специалист, который выявит тот самый злополучный проводок от спецсигнала или ту самую злосчастную ксеноновую лампочку.

...А те, кого гложут сомнения в истинности этого постулата, пусть обращаются к Петровичу.

Он, как никто другой, убедит гораздо лучше...