Поиск лица

Вокруг так много Peugeot 607! Вроде бы машина, давно покинувшая наш рынок и даже сошедшая с конвейера у себя дома, а каждый день на улице мелькает. И ведь продажи были невелики, а все ездят и ездят. Стоп. Это просто похожие Teana!

Если не вглядываться, а лишь оценивать автомобиль боковым зрением водителя, общий силуэт, одинаковость пропорций, сопоставимая светотехника… Поставить машины рядом – вроде не родственники, проедут мимо в темном окрасе – не сразу отличишь. Похожи. Виток дизайнерского мастерства японцев случился позже и совпал с предыдущим замыслом французов. Французы эту тему уже отработали, а японцы до нее лишь дошли.

А как были похожи уже забытые Citroёn Xsantia и Daewoo Espero! Но они, хотя и не знали об этом, все же были родственниками. Итальянская «Pininfarina» очень любила одну и ту же идею продать дважды. Вспомните, как трудноотличимы были Peugeot 605 и Alfa-Romeo 164…

Но с Daewoo произошла немного иная коллизия. Когда корейцы потянулись в Европу за красотой и дизайном, итальянцы отнеслись к ним, как к одноразовым клиентам и, не поверив в перспективу долгосрочного сотрудничества, отдали один из предварительных проектов Citroёn Xsantia. В итоге по Европе поехали две почти одинаковые машины и «Citroen» подал в суд…

В наши дни умысел копирования и сходства остался лишь у китайцев, в остальных случаях это совпадения, отсутствие вкуса, а иногда дезориентация и неверие в себя.

«Mercedes», например, ведомый мастерством уже отставного Петера Пфайффера, скопировал проходную идею Ford Focus I и воспроизвел ее на бортах S-класса эклектичной выштамповкой. «Ford» идею отыграл и больше к ней не возвращался, а «Mercedes» все еще доигрывает. Но ведь он на планете Земля главный? Следовательно, все, кто мечтает с ним потягаться, хоть в чем-то его, но копируют. А раз спорную идею сами немцы еще разок воспроизвели на нынешнем Е-классе (W212), смахнув ностальгическую слезу на пухлый в бедрах прообраз Е-180 (W120, 1953 г), то конкуренты-подражатели посчитали идею незыблемо верной и гарантированным признаком приобщения к элите.

В итоге распух в бедрах лишенный вековой предыстории Hyundai Equus. Для него этот стилистический прием не только признак класса, но и самозащита, эдакая автомобильная мимикрия.

Не так давно «Infiniti» метался в поисках стиля и, став не только американским достоянием, но и европейским явлением, плотно взялся за наследие «Jaguar», но в итоге породил целую семью современнейших автомобилей, похожих на старые и давно снятые с производства Hyundai. Самый заковыристый и «мордатый» у них был SantaFe первого поколения, ну еще редкий у нас Tiburon. Дак ведь нынешние гипертрофированно-карикатурные Infiniti смотрятся, как родственники этих Hyundai. Для корейцев убедительный плюс. Получается, что их спорные идеи воруют китайцы и вежливо воспроизводят японцы, да еще в премиальном сегменте. Для сравнения, поставьте рядом нынешний FX и тот первый SantaFe…

Хорошо, что обывательская память короткая. И когда появляется новый автомобиль, мало кто видит в нем цитаты. Остальное делают маркетологи, всегда объясняющие, что раньше мир ничего подобного не видел.