Китайский сюрприз

Дороги Китая — настоящее чудо. По сравнению с ними лучшие автобаны Европы кажутся чуть ли не сельскими гравийками. Широкие автомагистрали (три-четыре полосы в каждом направлении) опоясывают всю страну.

Ларчик открывается просто. Государство в добровольно-принудительном порядке раздает коммерческим структурам подряды на строительство и содержание трасс, не тратя из бюджета ни копеечки. Но! Дорога на двадцать лет (с последующей пролонгацией договора) переходит в собственность построившей ее компании. В итоге, практически все междугородние трассы КНР — платные. За каждый километр пробега по ним автовладельцу приходится выкладывать один юань (5,5 рублей) или чуть меньше. Правда, нельзя не учитывать фактор жесткого партийного контроля за местными бизнесменами. Если говорить о российских реалиях, то роль надзорной инстанции с успехом выполнит альтернативная бесплатная дорога, которой автовладелец воспользуется, если качество платной магистрали его не устроит. При таком раскладе собственник шоссе вряд ли будет воровать сам у себя и экономить на содержании. Короче говоря, замечательный пример для подражания.

Впрочем, даже хорошие дороги не спасли «Автопробег Пекин-Москва-2012» от досадных задержек и опозданий. Покидая вчера Пекин, мы уже к четырем часам дня должны были оказаться в Бэйдайхэ — райском курортном городке на берегу Бохайского залива Желтого моря. Увы... Нас подвел один из восьми участвующих в акции новейших Great Wall Hover H6. Не успел наш автопробег отъехать от пекинского отеля, как у новенькой (только с конвейера) машины полетело сцепление! На устранение неполадок в дилерском центре ушло несколько часов и в Бэйдайхэ экипажи прикатили уже в сумерках. А поскольку толком ни моря, ни местных достопримечательностей посмотреть уже не успели (а жаль, здесь туристу будет куда интереснее, чем в Пекине. К тому же этот приморский городок необычайно опрятен, ухожен и весел. А воздух!), скажу пару слов о подведшем нас автомобиле.

Этот 150-сильный 2-литровый дизельный SUV только к концу второй сотни километров заставил поверить, что тоже, в общем-то, машина. Но вот какая? На экземпляре, доставшемся нашему экипажу, первая передача «втыкается» не всегда. Слишком длинное сцепление, срабатывающее где-то в самом конце хода, на первых порах заставляло регулярно глохнуть чуть ли не на каждом светофоре. Обороты двигателя на холостом ходу при этом произвольно «гуляют» в диапазоне от 900 до 1200 оборотов. Да и приемистость силового агрегата, как на скоростях до 100 км/ч, так и, выше этого порога заставляет дважды подумать, прежде чем начать обгон или активно перестроиться. Поначалу претензий нет разве что к тормозам. Производительность неплохая, но и они работают как-то странно: при легком нажатии на педаль авто почти не замедляется, потом идет провал и только в конце хода педали машина встает чуть ли не колом. Впрочем, подробно о новинке я расскажу, отдельно. Замечу только, что в самом Китае на нее уже существует очередь на полтора года. И я совсем не удивлюсь, что при начальной цене в 750 000 рублей (переднеприводная версия с «механикой»), она начнет неплохо продаваться и в нашей стране. Пока, правда, только в монопривод, хотя китайцы говорят, что в природе существует и полноприводная (и ее стартовая стоимость также известна – 850 000 рублей с «автоматом»).

Но вернемся в Бэйдайхэ. Во-первых, здесь берет начало Великая китайская стена, известная под названием Голова Дракона. Тут же — дворец первого императора объединенного Китая, каменный Парк Лотоса, а неподалеку расположился старинный город-крепость. Да и вообще архитектура города и его исторические памятники живо познакомят вас чуть ли не со всей историей Китая (или, по крайней мере, значительной ее частью). Впрочем, сегодня сюда в основном едут за отменным пляжным отдыхом у теплого моря с великолепным климатом. Скажу честно, отправив в редакцию этот материал, я планирую до утра упиваться здешним воздухом, фланируя по побережью.

Ну, а завтра нам предстоит почти тысячекилометровый бросок в Харбин. Хотя, если честно, дорога не очень пугает. При всей безбашенности пекинской езды, за пределами мегаполиса картинка дорожной жизни почти идиллическая. Дело в том, что легко нарушая многие Правила дорожного движения (кстати сказать, как две капли воды похожие на наши, потому как в свое время «списывались» с ПДД Советского Союза), китайские водители свято чтут скоростной режим. Камеры фото-видеофиксаци нарушений в Поднебесной расположены чуть ли не на каждом перекрестке и на каждом километре. А наказание за лихачество — суровое. За превышение скоростного режима на пятьдесят процентов от разрешенной скорости будешь оштрафован на 200 юаней (тысяча с небольшим рублей), а за большее — на 400. При этом тебе начислят штрафные баллы – «заработал» двенадцать «палок», как говорят китайцы, расставайся с «правами». И чтобы получить их назад, надо будет отучиться в автошколе и по-новому сдать экзамены. Поэтому езда по магистралям даже в сон клонит — покрытие, как уже говорилось, отменное, с дороги тебя истеричным миганием фар никто не сгоняет, агрессивных перестроений не совершает, «пробок» практически нет. Езжай — не хочу!