Вечно живой

Мухоршибирь. Граница Забайкальского края и Республики Бурятия. Встреча, устроенная автопробегу представителями основных национальностей Бурятии, чуть не вышибла у экипажей слезу.

Пели семейские староверы и буряты. Танцевали татары и русские. Да так, черт возьми, душевно, что туристу, решившему сюда приехать, сомневаться в бурятском гостеприимстве не стоит совершенно. Мы, например, после такого радушного приема оставшиеся двести километров до столицы республики прошли на одном дыхании. Чему в немалой степени способствовали и бурятские федеральные дороги, разительно отличающиеся от забайкальских. Хорошее покрытие, обеспечивающее отличное сцепление автомобиля с дорогой, гордость местных дорожников. Они кладут его по новейшей технологии, разработанной совместно с китайскими специалистами. Если коротко, то суть ее заключается в применении стекловолокна, кладущегося на дорогу одновременно с традиционными материалами, что позволяет значительно повысить эксплуатационные характеристики дорожного полотна. Правда, дороги местного значения кое-где не так хороши. Скажем, перебираясь с западного на восточное побережья Байкала, километров 70 пришлось пройти по жуткой гравийке. Китайские экипажи были в шоке и выйдя на асфальт, громко говорили спасибо своим богам.

А вообще транспортная сеть Бурятии опирается в первую очередь на исторически сложившиеся экономические и культурные связи между Россией, Монголией и Китаем. Оставив в стороне экономическую составляющую, скажу, что Бурятия – рай для туристов и сюда надо приезжать на собственных колесах, чтобы увидеть как можно больше. Начать рекомендую с центральной площади Улан-Удэ, на которой установлена самая большая голова Ленина весом в 12 тонн и высотой 13,5 метров. А затем стоит побродить по этому чудесному губернскому городу. Чистенький, опрятный, с любовно сохраненной старинной застройкой и разнообразными и многочисленными ресторанчиками. Немалое число музеев, включая богатейший этнографический под открытым небом.
Ну, а затем – на Байкал. От обилия туристических предложений голова идет кругом. Ольхон, берег Малого Моря, мыс Котельниковский, ВерхняяАнгара, Аяя, Байкало-Ленский и Баргузинский заповедники, Чивыркуйский залив… Нет, всего и не перечислить. И везде свой омуль – где побольше размером и пожирнее, где совсем невеликий, но сладкий-сладкий. И вообще местная кухня достойна самых высоких похвал: позы, бухлёр, байкальская уха и вкуснейшие кедровые орешки. М-мм, объедение!

Есть и маршруты для экстремального отдыха. Только на хорошо подготовленных внедорожниках можно проникнуть в таинственную Баргузинскую долину, где боги до сих пор подают людям знаки и бьют священные источники. Буряты называют эту горную страну краем света. Составить маршрут помогут местные джиперы, в республике активно работает клуб искателей внедорожных приключений.
Оказавшись в Бурятии, не упустите возможности пожить в одном из многочисленных здесь староверческих сел (так называемые семейские старообрядцы были выселены сюда указом Екатерины более 250 лет назад из Польши. Кстати сказать, любопытное это было выселение. Семьям и целым родам царица выдавала нехилые «подъемные», помогала лошадьми и обозами, предусмотрела ряд льгот. Семейские староверы – поповцы, ходят в храмы. Любопытно, что не прочь малость выпить (ах, каким самогоном угостили свободных от руля членов автопробега в селе Тарбагатай) и даже покурить!

А вообще в Бурятии мирно уживаются православие, буддизм и шаманизм. В Иволгинском дацане – центре российского буддизма – вас примет лама-астролог, а поклонники шаманизма научат ёхору – круговому магическому танцу по ходу солнца с припевными словами-заклинаниями и ускоряющимся темпом. С его помощью просили удачной охоты или избавления от хворей. Но чтобы увидеть хотя бы часть местных чудес, предпочтительнее, повторюсь, путешествовать на собственном автомобиле. Арендовать машину в Бурятии пока нельзя. Хотя местные чиновники говорят, что будут стимулировать появление этот вида бизнеса и в 2013-2014 годах тут заработают первые прокатные конторы.

И в это охотно вериться, учитывая, насколько активно республика развивает туристическую отрасль вообще и автотуризм в частности. По инициативе организаторов автопробега, некоммерческого партнерства «Мир без границ», нам, в частности, показали объекты, строящиеся в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». Четыре туристических кластера, три из которых – автотуристические. Государство тратится на создание производственно-эксплуатоционной базы, подводке всяческих коммуникаций, а частный бизнес возводит собственно гостиницы, рестораны, места досуга. И уже к 2020 году эти кластеры пять лет заработают на полную мощность.

Но и сегодня число туристов, приезжающих в Бурятию растет как на дрожжах. Достаточно сказать, что только за последние пять лет турпоток вырос в три раза и в прошлом году республику посетили 750 000 человек. Да одни названия туристических маршрутов чего стоят: «Великий чайный путь», «Байкал-Хубсугул», «Транссибирский экспресс»…
А Байкал, для тех, кто уверен, что это вечно холодное озеро с ледяными, даже летом, ветрами не перестает удивлять. В Посольском соре (заливе), например, можно купаться чуть ли не сейчас – вода в иные дни прогревается до 20 градусов. И не только здесь. Бухты Песчаная, Ольхон, Сухая, Энхалук вас не разочаруют. А учитывая ровный, шоколадный и стойкий загар, местные курорты дадут фору иным южным конкурентам.

Бурятия действительно вас ждет…
…А первый этап экспедиции, этой разведки боем автотуристических возможностей Китая и России подходит к концу. Еще триста километров и в Иркутске произойдет смена экипажей. Мне жаль, что я не иду до конца…

Особую благодарность автор выражает пресс-секретарю «Автопробега Пекин-Москва-2012» Ольге Андрюхиной за блестящую информационную поддержку проекта.