Властное поглощение

На прошлой неделе транспортный департамент Москвы прорвало: сначала наверху изничтожили пару «выделенок» (ибо не нужны), а потом чиновничьи умы взялись за «закручивание гаек» в области частных перевозок, по сути, поставив под угрозу этот вид бизнеса.

Суть происходящего такова – ведомство, управляемое г-ом Ликсутовым, по сути, вознамерилось ввести госрегулирование в частных перевозках столицы. Проблемы с «маршрутками» очевидны, другое дело, что путь, избранный чиновниками никак не связан ни с повышением качества перевозок, ни с их «демократизацией».

Для начала, в Департаменте транспорта ополчились на тарифы, которые, исходя из замысла его сотрудников, должны быть едиными на всех маршрутах. Идея отличная! Есть, в ней, правда, пара нестыковок.

Во-первых, стоимость услуги в данном случае напрямую зависит от протяженности маршрута, его загруженности, а также от машин, которые по нему курсируют. Сейчас «частникам» приходится держать тарифы на уровне стоимости билетов на общественный транспорт: в крайнем случае поездка обходится на 5 рублей дороже, а, чаще всего, даже ниже. В частности, автору этих строк по дороге от дома до редакции проще и дешевле отдать 25 рублей, остановив «маршрутку», чем заплатить 28 рублей, купив посадочный талон у водителя автобуса. Сколько придется платить после ввода единого тарифа – огромный вопрос, однако, учитывая патологическую любовь как властьпридержащих, так и бизнесменов к «халяве», далеко не факт, что столько же, ибо договориться за спиной у пассажира, им проще простого, тем более, что повышение будет обставлено огромным количеством никому не нужной статистики и экономических выкладок, объясняющих, почему надо было сделать именно так.

И это взаимовыгодно, поскольку любой частный перевозчик априори меньше государственного, но в то же время, играть ему приходится практически по тем же правилам, ежегодно и ежечасно приспосабливаясь к их изменениям. Однако в этот раз, на выходе мы, боюсь, получим выдавленных из бизнеса «не своих», которых заменят «друзья и родственники» господ чиновников. А для них тариф сделают любым. Хоть с потолка возьмут. И учитывая, что «маршрутки» перевозят всех тех, кто не успевает влезть в переполненные московские автобусы-толлейбусы-трамваи, количество желающих воспользоваться услугой вряд ли уменьшится.

В крайнем случае пассажиропоток можно и простимулировать, аккуратно (и, разумеется, тайно) сократив количество общественного транспорта в пиковые часы. Как говорится, «не будут брать – отключим газ».

Оговорюсь, что это сугубо личное, субъективное суждение. Впрочем, объективных причин не заниматься профанацией предостаточно и без этого. Топливо и транспорт частный перевозчик закупает «на свои», но никак не не бюджетные, на них же, кстати, и обслуживается. Разумеется, в этом бизнесе немало контор, что «вешают» эти заботы на своих водил, которые, в итоге, вынуждены крутиться, чтобы и денег для себя заработать, и машину не убить. От таких нужно избавляться. Однако подобное изменение правил игры в первую очередь ударит и по тем конторам, где сотрудники работают за зарплату. Их меньшинство, но они есть, и учитывая, что их прибыль заметно ниже, чем у тех, кто просто сдает «маршрутки» на прокат, причин покинуть бизнес у них будет куда больше, чем причин в нем остаться.

Второй момент – персонал и автопарк. Подавляющее большинство водителей «маршруток» сегодня – «иностранцы», не знающие (и, как правило, не желающие знать) ни ПДД, ни город, ни даже язык, на котором к ним обращаются. Их единственный плюс – они готовы работать за копейки. И тут начинается самое интересное – за чей счет, по вашему, владельцы компаний будут компенсировать потери, связанные с введением единых тарифов? А также соцнагрузки, в форме бесплатной перевозки льготников, причем, не одного-двух за рейс, как сейчас, а всех, кто поместится в салон? Уж точно не за счет себя любимых... Это значит, что нынешние и без того далекие от идеала водилы уйдут, а их место займут те, что готовы работать за «полкопейки», то есть кривые, косые, слепо-глухо-немые, «зашитые», пьяные... Какие угодно, лишь бы работали. А учитывая, что система частных пассажирских перевозок к тому моменту уже будет функционировать в теснейшем (если не в родственном) контакте с властями, все острые вопросы будут решаться с помощью опции «звонок другу». За этим у них не заржавеет.

И все получится очень красиво. Единственным стимулом к развитию системы общественного транспорта останется желание рядового пассажира, но чиновников оно волнует не больше, чем мнение рядового водителя. Стимулов к появлению более комфортных микроавтобусов – тоже. Зато в свете подобных изменений тут же приживется идея оставить по «маршрутке» на маршрут, сократив количество перевозчиков... до одного, который, по сути, окажется монополистом, работающим по указке, но не в соответствии с законами рынка.