Электрогаджет

Ксавье Дегон и Антонин Ги… Говорят ли вам хоть что-то эти имена и фамилии? Мы также о них не слышали до 11 февраля 2012 года. Именно в этот день двое французов стартовали из Страсбурга и, проехав на данный момент США, Японию и Восточную Азию, вкатились в пределы России, где их встретила группа российских журналистов.

Ну кому в голову могла прийти идея проехать вокруг земного шара на стопроцентном электромобиле Citroёn C-Zero? Американцам, бывшим любителям гипертрофированных многолитровых авто, экстерьер которых всегда поражал воображение? Или японцам, которые последние десятилетия держат первенство в сфере высоких технологий? А вот и нет, не угадали — такое смогли придумать два молодых француза из Парижа, которые на свой страх и риск решили отправиться в кругосветку, доказав всему миру, что это не только увлекательный драйв, но и вполне реальный способ беспроблемного перемещения в пространстве на экологически чистом транспортном средстве.

Но сначала немного о самом автомобиле. Это бывший серийный (снят с производства буквально пару месяцев назад) Citroёn C-Zero, «в младенчестве» — Mitsubishi i-MIEV. Да, это полноценный компактный хетчбэк городского класса, в котором четыре посадочных места (если вы, конечно, не субтильный житель Страны восходящего солнца, в этом случае и толпой можно набиться в небольшой автомобиль) и багажник размером с пару-тройку ашановских сумок — ничего лишнего. Интерьер не поражает воображение, жесткий пластик отделки салона не портит общее впечатление от комфорта (но оставляет ощущение дешевизны нонеймовского китайского производителя, тем более с учетом его стоимости — 1 800 000 рублей). А это, как ни крути, ни в какие ворота не лезет: за соизмеримую цену можно купить авто на два, а то и на три класса выше. Но это у нас, в России, которая богата не только миллиардными откатами на нефтянке, но и самими углеводородами. А если сравнивать с тем же Старым Светом, то стоимость данного электрогаджета вполне божеская (для неразвитости подобного класса машин и полнейшего фанатизма «зеленых») — около 23 000 евро. Ну а если и эта сумма окажется неподъемной для семейного бюджета, то есть выход проще: взять авто в аренду за 90 евро в месяц — еще и на памперсы останется молодому папаше. Тем более что в Европе проблем с зарядкой наши французские друзья не испытывают: при желании за 1000 евро есть возможность установить внешний блок для зарядки прямо в своем жилище.

А едет гаджет просто великолепно! Абсолютно бесшумный (если не брать в расчет гулкие звуки от качения шин), усилие на педаль газа начинается с самого нуля — ну типичный троллейбус. Только без «рогов» и лишних пассажиров. А уж сколько внимания на дороге он к себе привлекает: каждый автомобиль, обгоняя «тошнящий» со средней скоростью в 50–60 км/ч гаджет (для экономии заряда аккумуляторов), всенепременно становится звездой местной автострады. Если, конечно, так можно назвать отечественные дороги, по всему пути изобилующие рытвинами и выбоинами.

Но вернемся в наши пенаты, забудем про специализированные электрозаправки на каждом шагу и вспомним про российское гостеприимство с хлебом и солью. Хлеб в данном случае заключался в том, что у нас практически не было проблем с «заправкой» Citroёn C-Zero, тем более что машина сопровождения (ну так, на всякий случай, мало ли что) была обычной «горючкой» Berlingo…

Промежуточной точкой трипа для французов стал Челябинск, где суровые парни не только делают тяжелые тракторы на гусеничном ходу, но и не чужды своеобразной романтики. Чего только стоит символ города — «навьюченный верблюд, в знак того, что в сей город оных довольно с товарами приводят». Через Челябинск раньше проходили торговые пути на юг через Казахстан, где одним из основных транспортных средств был верблюд. Корабль пустыни, как нарекли его в свое время, выносливое и благородное животное, внушающее почтение и олицетворяющее мудрость, долголетие, память, верность и терпение.

В нашем случае проблем с зарядкой в прямом смысле этого слова не было: в первой же гостинице, узнав, что иностранцы совершают автопробег around the world, согласились предоставить обычную розетку для питания. Конечно, времени это занимает немало (в среднем шесть часов до полного заряда аккумуляторной батареи), особенно если учесть, что в Японии, к примеру, подобное действо занимало лишь 30 минут. А самые большие трудности электродрайверы испытывали, как ни странно, в США: мало того что вольтаж у них отличается от общепринятых 220 В, так и напряжение слишком мало. В итоге полная зарядка авто выливалась в целые 14 часов, которые «убивались» прогулками по бесконечным прериям и многочисленным big city…
Самое интересное заключалось в том, что, несмотря на довольно жесткий график движения по России, мы все-таки «сумели» от него отклониться. И произошло это благодаря указателям наших автострад: на выезде из Уфы, пропустив поворот, коллега и француз на C-Zero ушли на трассу М-5 вместо запланированной М-7. Если бы не современные технологии мобильной и спутниковой связи, присутствующие практически на всем пути нашего следования, мы бы их просто-напросто потеряли (и не факт, что нашли). Ибо кнопка SOS, красноречиво вынесенная на «бороду» машины, работает только в Европе, а все остальные страны остались «за бортом».

…И все-таки подсыпали нам соли! С трудом найдя розетку для зарядки в мелком городишке под странным названием Кандры, нам выкатили счет за электроэнергию почти в 700 рублей, взяв вышеназванную сумму за 153 кВт. «Да быть такого не может! — сказали естествоиспытатели. — Не может электромобиль потребить более 20 киловатт за полную зарядку». Заметим, это был единственный случай на всем протяжении нашего маршрута из Челябинска в Набережные Челны (около 800 км). В остальных случаях все с интересом и вначале с недоверием (которое исчезало, когда заходил француз и на ломаном русском говорил «зарадка», показывая при этом шнур удлинителя) позволяли бесплатно устранить «неисправность» электромобиля.
Да, этот автомобиль не приспособлен к жизни вне условий города. Да, он не предназначен для драйверской езды с управляемым заносом. Но, черт возьми, он показался идеальным авто для размеренного перемещения по городу из дома на работу и обратно, особенно если учитывать развитую инфраструктуру по всей Европе! Сильно же мы отстали…