По первому асфальту

Многие уже знают, что в 2014 году в России пройдет этап «Формулы-1», состоится он там же, где и зимние Олимпийские игры, — неподалеку от Сочи, в Имеретинской долине. «Королева автоспорта» должна появиться в Имеретинке чуть позже Олимпиады, в октябре того же года.

Времени осталось не так много, поэтому неудивительно, что трафик на олимпийской стройке сравним с движением в час пик в ином городе. Строительство трассы, олимпийских дворцов спорта, деревни и прочей инфраструктуры идет одновременно. Обещают, что скоро здесь вырастет, нет, не город-сад, а комплекс в футуристическом стиле, окруженный горами и подступающий к морю. А пока же мы видим оборотную сторону медали грядущего спортивного праздника. Вокруг специфическая строительная грязь, цементная пыль, снуют машины, легковые и грузовые, спецтехника, маршируют отряды рабочих в касках.

Надо сказать, что за кулисами олимпстроя оказаться непросто: территория режимная, попасть на нее можно исключительно по именным пропускам с паспортами, съемка ограничена, лазить по объектам гостям категорически запрещено. Но эйфория от близости святая святых автоспорта столь сильна, что пара коллег практически ухитрились пробраться на вершину строящегося пит-билдинга, пока рассерженный бригадир не пресек их попытки расширить точки съемки.

Но и без этого удалось увидеть немало — несколько ключевых точек будущего автодрома, в том числе и поворот возле конькобежной арены, где уже накатали первый слой асфальта, а также прямую «старт-финиш», которая пока проложена начерно, с основными зданиями трассы. В первую очередь это пит-билдинг (почти закончено возведение первых этажей шести блоков, идет подготовка к бетонированию седьмого). В здании будет 35 боксов — хватит на всех. Здания управления гонками и медицинский пункт также находятся в фазе активного строительства. Эти помещения нужно закончить быстро, ведь они будут работать и во время самой Олимпиады зимой 2014-го, а сдать их нужно к середине следующего года. А вот здания стационарных трибун строятся с некоторым опозданием — из-за общих особенностей территории и олимпийской стройки в частности. К первому российскому Гран-при должны быть готовы трибуны на 42 000 человек, а остальное «доберут» за счет временных конструкций. Ведь средняя посещаемость гонок «Формулы-1» — более 100 000 зрителей. Остальные «стационары» можно будет доделать потом (контракт подписан до 2020 года включительно).

Сочинская трасса с самого начала оказалась уникальной и по многим причинам стала настоящей головоломкой для ее разработчиков, начиная с компании «Tilke GmbH» (а кто иной может проектировать трассу «Формулы-1»?) и заканчивая непосредственными исполнителями — российской фирмой «Омега». Недаром при проектировании трассы рассматривалось восемь разных вариантов. В первую очередь автодром пришлось вписать в начавшийся на три года ранее проект — Олимпийский парк. Трек огибает основные дворцы спорта и стадионы, что не помешало спроектировать длинную и скоростную трассу. Представитель «Tilke GmbH» Йорн ван Рейн объясняет: «Перед нами не ставилась задача сделать скоростной или техничный трек, и возможности проектировщиков сужали условия и окружение».

С другой стороны, симбиоз с Олимпиадой даст формулистам немало возможностей по инфраструктуре. Это автобусные и железнодорожные станции, большой гостиничный комплекс (командам и персоналу не придется жить в Сочи или в ближе расположенном Адлере), коммуникации… А гоночная трасса поможет вдохнуть жизнь в застроенную спортивными комплексами Имеретинку и после Олимпиады. Конечно, и без автоспорта комплекс будет жить — там планируется проводить выставки, зимние соревнования, открыть торговый центр. Но благодаря автодрому раз в год на полустационарном большом кольце длиной 5872 метра будет проводиться соревнование разве что чуть пониже статусом Олимпиады — «Формула-1», а кольцо поменьше (постоянная часть трассы составляет 2700 метров) примет национальные соревнования, автомобильные тесты и гоночные школы. Гоночный трек планируется закончить к концу 2013 года, так как весь объект уже нужно будет готовить к Олимпиаде.

Необходимость совместить трассы с дворцами спорта — не единственная «подлянка» для строителей. Главные проблемы подкинула природа. Не случайно эта территория на густонаселенном побережье Черного моря избежала интенсивной застройки. Как пояснила руководитель Дирекции по строительству и проектированию трассы «Формулы-1» в Сочи Галина Чумакова, «условия строительства сложные, так как здесь болотистые грунты и сейсмически нестабильная территория. Море, которое остается в трех километрах отсюда, не совсем спокойное — там находится сейсмический разлом».

Довольно известный факт: в прошлом практически вся территория вокруг Сочи считалась непригодной для жилья, виной тому — болотистая местность, как следствие — малярия. В царские времена сюда ссылали каторжников. Уже после революции основные болота были осушены, а Большой Сочи (город и окрестности) стал превращаться в главную отечественную здравницу. К олимпийскому строительству в Имеретинке старую дренажную систему 1930-х годов заменили на современную. В наиболее подвижных участках грунта применили уникальную строительную систему, которая разработана в России и берет начало от прокладки Транссиба, — метод грунтоцементных свай (в землю под огромным давлением на большую глубину подается цементный раствор). Этот метод применяется для укрепления слабого грунта и усиления фундамента.

По словам гендиректора «Формула Сочи» Александра Богданова, немало хлопот доставила и береговая линия: «Была серьезно продумана система берегозащиты, здесь также пришлось применять уникальные решения, так как из-за большого давления на грунт, которое производят крупные сооружения Олимпийского парка, началось бы разрушение и размывание береговой линии. Теперь этого не произойдет. В прошлом году провели экологическую экспертизу всего трека, прошли общественные слушания. И хотя Имеретинка изначально не относилась к густонаселенным районам, не все давалось просто, да и до сих пор сама жизнь продолжает вторгаться в изолированный Олимпийский парк. На территории автодрома остается кладбище старообрядцев. В непосредственной близости от трассы по-прежнему стоят дома поселка Мирный (они будут огорожены шумозащитными экранами). Помимо наших организаций еще два органа крайне внимательно следят за тем, что происходит на месте стройки. Конечно, это FIA, причем, по словам Галины Чумаковой, основные замечания главного международного органа уже учтены. И конечно, «Tilke GmbH»: постоянный авторский надзор осуществляют десять специалистов компании. Немцы тщательно следят за каждым слоем основания под трассу. В общем, проблем хватает, но процесс идет, а значит, мечта российских болельщиков об отечественном Гран-при имеет все шансы в скором времени стать явью».