Возвращение блудного Кими

Как будто и не было двух лет перерыва, как будто и не существовало этого риска — прийти в «темную лошадку». Что ж, в первый уик-энд ноября мы убедились, что Райкконен по-прежнему весьма органичен на первой ступеньке пьедестала, как и в былые времена.

На первый взгляд 33-летний Кими Райкконен являет собой великолепный образец типичного финна. Именно таких мужчин встречают на улице путешественники, отправившиеся на шопинг в Хельсинки или в Долину Муми-троллей под Турку. Этот типаж — неизменный герой анекдотов, тянущий слова с характерным ритмом и расстановкой, по будням — честный труженик, по выходным — весельчак и выпивоха. Даже к спортсмену Райкконену прилепилось это клеймо: пара опрокинутых им рюмок (кстати, в межсезонье) стала причиной репутации пьяни среди болельщиков и журналистов. К счастью, руководителей команд подобные бульварные слухи не впечатлили.

Между тем «типичного» в Кими разве что скандинавская внешность, некоторые привычки и знаменитая невозмутимость. Например, не тратить слова почем зря, уметь хорошенько выспаться перед решающей гонкой и послать куда подальше назойливого журналиста даже не одним своим словом, а просто одним своим видом. После победного этапа на трассе Яс Марина весь Интернет обошло видео, где Кими отвечает настойчивому «голосу из боксов», напоминающему о догоняющем Алонсо: «Спокойно, оставьте меня одного, я разберусь сам!» И как раз в этом весь Кими…

Интересно, что, будучи таким, он не смог органично существовать в британской команде «McLaren», где выступал с 2002 по 2006 год, заменив своего соотечественника, двукратного чемпиона мира Мику Хаккинена, после дебютного сезона в «Sauber». В «McLaren» он дважды стал вице и покинул конюшню после неудачного сезона-2006, когда занял пятое место. А ведь по идее «McLaren» скорее должен был соответствовать его складу характера и темпераменту. Нет, он нашел свой «дом» и с ходу завоевал титул в первый же сезон в итальянской «Ferrari» (2007–2009), которая даже во времена Михаэля Шумахера и педантичного Жана Тодта продолжала оставаться эмоциональной южной конюшней…

Да и живет Кими с семьей в основном не на родине, а в Швейцарии. Хотя, говорят, Райкконены также имеют дом в Хельсинки и загородную резиденцию в Финляндии. Несмотря на то что Кими с виду простой парень и никогда не строил из себя супермена и плейбоя, как, например, его более молодой коллега Льюис Хэмилтон, с 2004 года он женат на настоящей королеве красоты, мисс Скандинавия Дженни Дальман. Поводов к публичным скандалам супруги не дают, вместе занимаются бизнесом, а Дженни, как и жена Михаэля Шумахера Коринна, увлекается разведением лошадок.

Как мы знаем, «лошадки» стали счастливыми для пилота не только в личной жизни, но и на трассе. Именно с командой «скачущего жеребца» Райкконен завоевал титул чемпиона в 2007 году. Даже сейчас некоторые считают, что финн мог бы стать наилучшей «опцией» для «Скудерии», однако Фелипе Масса продлил контракт с «Ferrari» еще на год, а сам Райкконен — с «Lotus» на такой же срок. Разница в том, что Масса был бы, наверное, и рад заключить более долгосрочное соглашение, а вот Кими выбрал одногодичный контракт сам. Он хочет оставаться свободным! Ведь и в «Формуле-1» в частности, и в жизни в целом столько всего интересного!

Эта жажда интересного в один прекрасный момент привела Райкконена из «Формулы-1» в… ралли. Кими попробовал себя в этом традиционном финском виде спорта еще в 2009 году, выступая на трассах Гран-при. В последующие два сезона, променяв кокпит «Формулы-1» на салон Citroёn от WRC, больших успехов пилот не добился, завоевав победу лишь в местечковом соревновании во Франции в 2010 году. Однако он стал вторым в истории гонщиком после Карлоса Ройтемана, который сумел завоевать очки и в «Формуле-1», и в WRC. Впрочем, «роман» Райкконена с ралли, может, еще и будет продолжен, кто знает! Также Кими пробовался в NASCAR, но дальше пары гонок дело не пошло, и слава богу. В прошлом году пилот организовал свою команду для чемпионата мира по мотокроссу (и назвал ее Ice 1!), помимо этого он поддерживает молодых финских мотокроссменов. Не говоря уж о том, что Райкконен всерьез увлекается хоккеем и сноубордингом. Так что интересного в его жизни немало…

Его возвращение в гонки «первой формулы» вызвало ничуть не меньший, а то и больший восторг, чем камбэк самого Михаэля Шумахера. И пилот действительно по-настоящему украсил своими выступлениями чемпионат этого года. Да, он не попал в серию «разных победителей» первой трети сезона, хотя от него ждали побед чуть ли не с первых гонок. Наоборот, его напарник по команде Роман Грожан обращал на себя даже больше внимания, чем экс-чемпион мира, и казалось, вот-вот его затмит. Однако время все расставило по своим местам. Роман окончательно «сгрожанился» и после пары тяжелых инцидентов, спровоцированных чересчур рискованной ездой на трассе, вынужден ездить с превеликой осторожностью, которая мало совместима со скоростью.

А вот Райкконен завоевал шесть подиумов, а затем и первую победу, которую от него давно ждали (это случилось на Гран-при Абу-Даби в начале ноября). Выступая за «Lotus» в этом году, он сумел вмешаться в борьбу за чемпионскую корону, более того, продолжая оставаться в числе теоретических претендентов, даже когда как бы более быстрый «McLaren» закатал губы обратно.

Вернувшись в «Формулу-1», Кими Райкконен стал одним из тех, кто оживил чемпионат, возглавил возрождающийся «Lotus», а также показал, что даже в мире «большого цирка» можно сохранять спокойствие, достоинство и уверенность в себе и не превращаться в фигуру, которую дергают за нитки. Райкконен олицетворяет собой умение не только выигрывать гонки, но и оставаться самим собой. Может быть, разгадка заключается в этом чувстве внутренней свободы и видимой независимости от суеты с контрактами, гонками, прессой. И в умении одним своим видом послать неугодного или назойливого собеседника куда подальше, ведь «горячие финские айсмены» не тратят слов понапрасну…