Toyota платит всегда

Особенно в Америке. Для нее это самый важный рынок и если среднестатистический японец вежлив от природы, то в Америке он становится шелковым. Это вопрос выживания, сытости и перспектив. Если не в Америку, то больше идти некуда. Имидж, прибыль, рост производства – все это для Тойоты собрано в одном слове - Америка.

Поэтому глумливые янки могут гнуть японцев об коленку, обвинять их в неприглядном поведении коврика в машине и выкатывать самые страшные штрафы за всю историю взаимоотношений.

Toyota перед выбором «платить или не платить» даже не останавливалась на секундное размышление. Конечно, она могла сыграть по местным правилам, потратиться на адвокатов и доказать, что разбившиеся в Лексусах люди были неудачными от природы и никакой коврик в салоне автомобиля им не пакостил, но это означало затяжную процессуальную войну с неприятелем, меняющем правила игры в одностороннем порядке и всегда в свою пользу. Американцам ведь не Toyota поперек горла, у них свой автопром при смерти. Вот его и надо спасать всеми силами, и уж если один из основных конкурентов нечаянно подставился, необходимо его убрать с дороги, либо просто обобрать, а лучше и то и другое.

История тяжких ковриков и диких штрафов началось в 2009 году. У американцев в это время от кризиса дал течь великий GM, пошел ко дну Chrysler, и только Ford повыше задрал знамя на флагштоке. Паника на борту двух великих флагманов автопрома требовала денег, государственного участия и клиентской лояльности. А тут еще Toyota со своим упрямым стремлением к первому месту в мире. Вот и полезли очень ко времени изо всех щелей коврики на Лексусах, потребитель устроил массовый суицид за рулем, а Национальный институт дорожной безопасности США (NHTSA) тут же определил виновного.

Скандал удался. Президент корпорации Акидо Тоёда лично рыдал в Конгрессе и клялся уделить внимание качеству автомобилей. Какое уж тут юридическое противостояние! Toyota бросилась платить, перемежая выплаты с отзывными кампаниями. По сумме всех обвинений японцы заплатили американцам контрибуцию в размере $48,8 млн. И хотя было доказано, что ни коврики, ни педали автомобилей ни при чем, публика убивалась самостоятельно и с таким же успехом наматывалась бы на столбы на менее презентабельных машинах, японцы терпеливо и вежливо обозначили предельную лояльность и готовность платить впредь.

На сегодня американский автопром не то, чтобы спасен, но хотя бы не тонет, GM декларирует годовую прибыль, а неликвидный Chrysler сдан бодрым итальянцам. А вот желание пощипать японцев все равно осталось. И Национальный институт дорожной безопасности еще разок штрафанул японцев все за те же самые коврики, на $17,3 млн. Суть претензии восхитительна: в соответствии с местными законами, японцы, как только их в очередной раз ткнули носом, должны были в течение 5 дней объявить отзывную кампанию, а они внезапно впали в задумчивость и очнулись лишь через полгода.

На сей раз за всю Тойоту отдуваться назначили местного. Руководитель службы качества американского представительства Toyota Рэй Тангуэй заявил: «Мы решили прийти к соглашению, чтобы избежать продолжительных споров и полностью сконцентрироваться на наших общих с NHTSA целях по заботе о безопасности водителей». Удачно сформулировал: и вину не признал, и врага в нужное место лизнул.

Кстати, штраф ведь не последний. Не потому, что за японцами есть вина. А потому, что отныне Toyota платит. Всегда.