SUV, но какой?

Корни следующего большого тренда, который потрясет мировую автомобильную промышленность, в какой-то мере уже видны в цехах предприятия на северо-востоке Англии в городке Сандерлэнд, где японский «Nissan» делает дерзкого и эксцентричного по дизайну мини-SUV Juke (популярного и в Москве), продажи которого в минувшем году подпрыгнули на 10% достигнув 136 079 штук!

Весьма положительный отклик покупателей и успешные продажи других мини-SUV, таких как бюджетный Dacia Duster от «Renault» и Skoda Yeti, дали старт к ускоренному освоению автопроизводителями этого нового рыночного сегмента. Этот же тренд показал и открывшийся на минувшей неделе Детройтский автосалон. Так, «Honda» показала концепт городского мини-SUV, а «Ford» успел еще в прошлом году снять покрывало со своего Eco-Sport. На предстоящем в марте Женевском автосалоне «Peugeot» намерен увлечь публику моделью 2008, сделанной на базе хэтчбека 208. Там же ожидают и от «Renault», партнера по альянсу с «Nissan», еще одного французского мини-SUV.

В наши дни, когда продажи авто почти по всей Европе ныряют вниз, заставляя производителей снижать выпуск и цены на продукцию, оживленная торговля в маргинальном рыночном секторе мини-SUV - их называют еще и мини-кроссоверами - редкая по нынешним временам хорошая новость:

- Это быстрорастущий рыночный сегмент, в особенности для европейских автопроизводителей, которые, образно говоря, прыгают уже в последний вагон, - замечает аналитик Тим Ёркхарт из авторитетной консалтинговой компании IHS. – Людям нравится, как выглядят SUV, и если их можно скрестить с весьма экономичными компактным авто, то это открывает интригующие перспективы...
По прогнозам HIS глобальные продажи мини-SUV составят в 2013 году 700 000 штук, а в 2020 подойдут к 2,4 млн.

Между тем, отличающиеся сравнительно короткой базой, высокой посадкой пассажиров и грубоватым дизайном (хотя они далеко не всегда пригодные для езды по проселочным дорогам), мини-SUV не являются на самом деле совершенно новым явлением в автодизайне. Азиатские производители, например, «Suzuki», начали выпускать мини-SUV лет десять назад. Однако, стечение обстоятельств в наши дни стимулируют ощутимый интерес покупателей к этой категории авто в Европе и США.

Конечно, большие SUV по-прежнему там популярны, но определенная категория покупателей, в особенности живущих в больших городах, от них отворачиваются из-за ощущения того, что владение больших и мощным кроссовером ассоциируется с безответственным отношением к окружающей среде (но только не в России!). Продолжительный экономический спад в Европе и высокая цена топлива также подталкивают жителей Старого света к тому, что бы они умерили аппетиты и обратили внимание на малоразмерные авто с эффективными движками.

В то же время, выпуск мини-SUV на платформах существующих компактных моделей позволяет производителям широко использовать одни и те же компоненты. Это, в свою очередь, хороший фактор экономии, который приносит весомую добавку при продаже, в то время как объемные, с большим количеством дополнительного оборудования дорогие модели растут в цене и доля чистой прибыли от их продаж уменьшается.

«Nissan» была одной из первых компаний, которая, после неудачной попытки протиснуться в весьма тесный европейский рыночный сегмент традиционных малых и среднеразмерных авто, стала осваивать нишу мини-SUV:

- Люди обратились к маленьким авто, мы это заметили по продажам в сегменте больших моделей премиум-класса, - объясняет Симон Спроул, вице-президент «Nissan» по глобальному маркетингу. - Но когда клиенты начинают интересоваться авто меньших размеров, то обращают внимание даже не столько на цену, но, в первую очередь, на размер, эффективность двигателя и расход топлива. И они, по-прежнему, хотят, чтобы их машина хорошо смотрелась...

Среди других брендов, стремящихся заработать на новом покупательском тренде и «Opel», который запустил в производство субкомпактный SUV Mokka в рамках плана по расширению конкурентноспособной модельной линии и противостоянию на рынке уже утвердившееся в этом сегменте модели MINI Countrymen. Mokka должен поступить в продажу в июне и «Opel» уже собрал 68 000 предварительных заказов, причем 70% этих потенциальных покупателей ранее не покупали авто этого бренда. - - Несмотря на то, что авторынок Западной Европы весьма ослаб, там есть еще неиспользованные возможности в некоторых его сегментах, - поясняет менеджер по производству «Opel» Педро Лазарино, - именно в этих нишах мы можем достигнуть успеха».

По мнению аналитиков, этот бренд, как и некоторые другие, на правильном пути. Но пока что не понятно, возникнет ли такая любовь к мини-SUV у покупателей в странах Восточной Европы и России.