Ремень не без опасности

Образованному человеку объяснять не приходится: сел в автомобиль — пристегнулся. Спереди, сзади — не важно. Рефлекс. Но к сожалению, только половина россиян считает это жизненно необходимым, а некоторые даже полагают, что это небезопасно.

Маразм среди наших соотечественников крепчает день ото дня. Не проймешь нашего брата ни сообщениями об увеличении вдвое соответствующего штрафа, ни социальной рекламой с обилием кровавых сцен, ни даже статистикой. Прилепил иконостас на переднюю панель — и защитил себя, а заодно и всех остальных. А ремень… Это для лохов, лузеров и прочих ботаников. Ведь непристегнутый водила смотрится куда круче! Есть, правда, и такие, кому эта двухметровая шлейка доставляет психологический дискомфорт. Они заявляют, дескать, ремень покушается на их личное пространство, ограничивает в движениях и всячески провоцирует приступ клаустрофобии. В общем, отговорок масса.

Если верить последнему опросу ГИБДД, который проводился на официальном сайте ведомства, то лишь половина наших соотечественников пристегивается всегда и при любых обстоятельствах. Только половина! И это среди относительно образованной публики, у которой есть доступ к Интернету. А как дела обстоят в деревнях и селах, не обеспеченных буржуйскими благами цивилизации? Каким образом донести до селян, что как бы они медленно и аккуратно ни ездили, случится может всякое? Как рассказать им, что около 70% спасенных жизней в серьезных и не очень авариях обеспечивают проклятые ремни безопасности? К слову, на счету подушек безопасности, на которые так уповают противники «пристегиваний», всего 20% спасений.

Некоторые особо упертые находят даже аргументы против ремней. Где находят, неизвестно, но свой отказ от средства безопасности вполне уверенно мотивируют. Среди самых необычных объяснений вроде «проще вылететь через лобовое стекло, чем сломать ключицу или получить синяк» есть прямо-таки шедевры. Оказывается, при лобовом столкновении ремень безопасности перерезает сонную артерию! Вы разве о таком не знали? Странно… А если серьезно, то ничего смешного.

Да, от ремней порой бывает и ущерб — переломанные ребра и ключицы. Но подумайте, что было бы без ремня. «Эвакуация» через лобовое стекло? А вы представляете, что происходит с головой и шейными позвонками при «бурении» армированного триплекса, из которого состоит лобовуха? В сравнении с ним травмобезопасный руль, с которым «встречается» пристегнутый, просто мягкая подушка.

А как на чет задних пассажиров и неусидчивых детишек? Тут все еще страшнее. Многие полагают, что сзади они защищены спинками передних сидений. И в большинстве своем правы. При одном условии — движение при ДТП должно быть прямолинейным. А это обеспечить практически нереально! Прогнозировать траекторию перемещения автомобиля во время столкновения просто невозможно. Стало быть, все незакрепленное содержимое салона превращается в неуправляемые снаряды. Кошки, собаки, дети, взрослые, поклажа… Смертоносные снаряды! Всего лишь один непристегнутый задний пассажир может перебить насмерть своим телом всех более сознательных спутников.

В Америке регулярно проводятся обязательные краш-тесты с непристегнутыми манекенами. Спецы Управления дорожной безопасности США заставляют автопроизводителей рассчитывать передние подушки безопасности и элементы салона так, чтобы даже у беспечных седоков был шанс. Но скорость подобных «заездов» ничтожно мала. И не забывайте, что непристегнутый пассажир при фронтальном ударе получает удар в голову, по силе превосходящий удар о переднюю панель (скорость раскрытия подушки — свыше 300 км/ч). Другими словами, в лучшем случае — черепно-мозговая травма. Может быть, даже совместимая с жизнью. А если еще на месте раскрытия пассажирской подушки, как это обычно бывает, набожный автолюбитель прилепил иконостас…

Пропустить ремень за спинкой сидения или «через себя» — личный выбор каждого. Можно даже купить кусок пластмассы, которую вставляют в замок, чтобы чертов сигнализатор от возмущения не разрывал барабанные перепонки. Для одних статистика, которая говорит, что применение ремней безопасности снижает вероятность гибели и получения тяжелых травм на 40–50% спереди и на 25% сзади, весомый аргумент. Для других — чушь собачья, главное — освященные иконки. И что самое главное, истина не где-то рядом, а во вполне конкретном случае.